Апелляционное определение Московского городского суда от 14 ноября 2013 N 11-32383/13
Судья Тихонова В.Ф.
Гр. дело N 11-32383
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Нестеровой Е.Б., Пильгановой В.М.,
при секретаре Трофимовой М.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГКУЗ г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7" на решение Преображенского районного суда города Москвы от 26 июня 2013 года, которым постановлено:
в иске Государственного казенного учреждения здравоохранения г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7 для ВИЧ-инфицированных детей-сирот" Департамента здравоохранения г. Москвы к Управлению социальной защиты населения района Сокольники г. Москвы о признании решения Управления социальной защиты населения района Сокольники г. Москвы от 10 декабря 2012 года N 64 об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты несовершеннолетнему Миронову Даниилу Владимировичу незаконным, нарушающим права несовершеннолетнего, об обязании назначить выплату несовершеннолетнему Миронову Д.В. ежемесячной компенсационной выплаты с 01 октября 2012 года отказать,
установила:
Государственное казенное учреждение здравоохранения г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7 для ВИЧ-инфицированных детей-сирот" Департамента здравоохранения г. Москвы (далее - ГКУЗ г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7") 07.03.2013 обратилось в суд в интересах несовершеннолетнего Миронова Д.В., 2012 года рождения, с иском к Управлению социальной защиты населения района Сокольники г. Москвы (далее - УСЗН района Сокольники), в котором с учетом уточнений к иску (л.д. 30-32) просило о признании решения ответчика от 10.12.2012 N 64 об отказе в назначении несовершеннолетнему Миронову Д.В. ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства города Москвы от 06.04.2004 N 206-ПП, незаконным и нарушающим права несовершеннолетнего, а также об обязании ответчика назначить Миронову Д.В. указанную выплату с 01.10.2012.
Свое обращение истец мотивирует тем, что несовершеннолетний Миронов Д.В., поступивший в ГКУЗ г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7" 25.09.2012, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которому на основании постановления Правительства г. Москвы от 06.04.2004 N 206-ПП подлежит назначению ежемесячная компенсационная выплата, однако оспариваемым решением ответчик отказал в назначении указанной выплаты, что не основано на действующем законодательстве и нарушает права ребенка, поскольку требования указанного постановления при обращении к ответчику истцом соблюдены.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Представитель третьего лица Уполномоченного по правам человека в РФ в судебном заседании полагала требования обоснованными.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения г. Москвы в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск.
26.06.2013 судом постановлено обжалуемое решение, об отмене которого просит истец ГКУЗ г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7" по доводам апелляционной жалобы от 24.07.2013, подписанной главным врачом Крейдичем В.Ю.
В заседании судебной коллегии представитель истца ГКУЗ г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7" по доверенности Шишова Е.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель третьего лица Уполномоченного по правам человека в РФ по доверенности Алабаш М.С. полагала жалобу обоснованной, представитель ответчика УСЗН района Сокольники по доверенности Гуленкова Г.Н. и представитель третьего лица ДСЗН г. Москвы по доверенности Шитикова Е.В. против удовлетворения жалобы возражали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы истца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления муниципалитета ВМО Головинское в г. Москвы N 277 от 23.08.2012 несовершеннолетний Миронов Д.В., *** года рождения, помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ГКУЗ г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7" на полное государственное обеспечение.
Основанием издания постановления явился акт ГКУЗ г. Москвы "ДИКБ N 6" от 16.08.2012 об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении, согласно которому Миронова Л.В., ***года рождения, имеющая паспорт серии***, являющаяся матерью Миронова Д.В., 24.07.2012 года рождения, 07.08.2012 покинула лечебное учреждение, не оформив согласие на усыновление ребенка или заявление о его помещении на полное государственное обеспечение; в свидетельстве о рождении Миронова Д.В., выданном 17.08.2012, сведения об отце ребенка отсутствуют.
ГКУЗ г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7" обратилось в УСЗН района Сокольники г. Москвы с заявлением о назначении с 01.10.2012 Миронову Д.В. ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства г. Москвы N 206-ПП от 06.04.2004.
Решением УСЗН района Сокольники г. Москвы от 10.12.2012 N 64 в назначении Миронову Д.В. указанной выплаты было отказано ввиду отсутствия документов, свидетельствующих о невозможности взыскания алиментов с матери ребенка, либо судебного решения об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Постановлением Правительства Москвы от 13.01.2004 N 5-ПП "Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2003 году и о Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 год" утверждена Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы, в соответствии с п. 16 раздела 1.1 которой предусмотрено введение ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей (из числа подкинутых и отказных детей), находящихся на полном государственном обеспечении или на воспитании в приемных семьях.
06.04.2004 Правительством г. Москвы было принято Постановление N 206-ПП "О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей", в котором указано, что оно принято в целях оказания адресной социальной поддержки проживающим в городе Москве отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.01.2004 N 5-ПП "Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2003 году и о Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 год".
В соответствии с п. 1 указанного Постановления установлена ежемесячная компенсационная выплата детям до 18 лет, переданным на воспитание в семью (под опеку (попечительство), приемную семью, на патронатное воспитание) или в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющим по действующему федеральному законодательству права на алименты и на какой-либо вид пенсионного обеспечения. К числу вышеперечисленных детей относятся дети, переданные на воспитание государству: - по заявлению матери о согласии на усыновление (удочерение) (отказные); - по акту органов внутренних дел о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка (подкидыши); - по акту об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении (оставленные).
При таких данных, основанием для назначения указанной выплаты является не только факт того, что несовершеннолетний остался без попечения родителей по указанным в постановлении основаниям, но и факт отсутствия у ребенка права на получение по действующему федеральному законодательству алиментов и на какой-либо вид пенсионного обеспечения.
Постановлением Правительства Москвы от 23.11.2004 N 802-ПП указанный пункт 1 дополнен абзацем 2, в котором указано, что дети из числа перечисленных в настоящем пункте, родители которых впоследствии были лишены родительских прав, имеют право на установление ежемесячной компенсационной выплаты, если судом не было принято решение о взыскании алиментов с родителей либо исполнение решения суда о взыскании алиментов невозможно.
При таких данных, действие указанного постановления распространено на детей, которые не только не имеют по действующему федеральному законодательству права на алименты и на какой-либо вид пенсионного обеспечения, но и на детей, родители которых впоследствии были лишены родительских прав, если судом не было принято решение о взыскании алиментов с родителей либо исполнение решения суда о взыскании алиментов невозможно.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что при наличии сведений о матери ребенка, несовершеннолетний Миронов Д.В. не может считаться ребенком, не имеющим по действующему федеральному законодательству права на алименты, поскольку право на получение содержания от своих родителей и обязанность родителя по содержанию на несовершеннолетних детей установлена ст. ст. 60, 80 Семейного Кодекса РФ, а документы о том, что судом не было принято решение о взыскании алиментов с Мироновой Л.В. либо о том, что исполнение решения суда о взыскании алиментов невозможно, не представлены.
Так, ч. 2 ст. 80 Семейного Кодекса РФ предусматривает, что средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке, если в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям; положения ст. 84 Семейного Кодекса РФ предоставляют право взыскания алиментов с родителей на детей, оставшихся без их попечения и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и в аналогичных организациях, указанными организациями, а положения ч. 1 ст. 155.3. Семейного Кодекса РФ устанавливают право детей, оставшихся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты.
В апелляционной жалобе истец указывает, что при обращении к ответчику за назначением оспариваемой выплаты, истец предоставил все необходимые документы, указанные в п. 7 Порядка установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 06.04.2004 N 206-ПП, в том числе, справку о неполучении несовершеннолетним алиментов, поскольку мать несовершеннолетнего Миронова Д.В. не перечисляет средства на его содержание, а дополнительно запрошенные УСЗН района Сокольники сведения о матери ребенка свидетельствуют о невозможности получения с нее такого содержания; кроме того, действующее законодательство не устанавливает обязанность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаться в судебном порядке за взысканием с родителей этих детей алиментов на их содержание.
Указанные доводы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, поскольку право на получение оспариваемой ежемесячной компенсационной выплаты зависит не от факта наличия (или отсутствия) справки о неполучении алиментов, а в зависимости от права на их получение, установленного действующим законодательством, учитывая, что ежемесячная компенсационная выплата носит адресный характер и категория детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на ее получение, определена п. 1 постановления Правительства Москвы от 06.04.2004 N 206-ПП.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Доводы апелляционной жалобы ГКУЗ г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7" не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащих применению нормативных актов.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Преображенского районного суда города Москвы от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУЗ г. Москвы "Специализированный дом ребенка N 7" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.