Апелляционное определение Московского городского суда от 14 ноября 2013 N 11-32385/13
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Зыбелевой Т.Д., Дегтеревой О.В.
при секретаре Попугаеве М.Ю.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Владимировой Н.Ю.
дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и МО на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 31 мая 2013 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда N7 по городу Москве и Московской области включить период работы Васиной Татьяны Валентиновны с 01.04.1994 г. по 31.01.1995 г. в должности музыкального руководителя в Детском саду N 960, с 01.01.1999 г. по 31.08.1999 г., с 01.12.1999 г. по 01.09.2000 г. в должности музыкального руководителя в Детском саду N 777 в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное Учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда N7 по городу Москве и Московской области назначить Васиной Татьяне Валентиновне досрочную трудовую пенсию по старости с 06 августа 2012 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области в пользу Васиной Татьяны Валентиновны расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей,
У с т а н о в и л а:
Васина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и МО о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование заявленных требований указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако, в назначении пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" ей было отказано из-за отсутствия у нее требуемого специального стажа.
Истец в суд явилась, поддержала исковые требования.
Представитель ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и МО в суд явилась, иск не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просит в апелляционной жалобе представитель ГУ-ГУ ПФР N7 по Москве и МО.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и МО, Васину Т.В., ее представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит , что решение подлежит отмене.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как установлено судом 1 инстанции и следует из материалов дела, согласно протокола пенсионных органов, специальный стаж Васиной Т.В. составляет 23 года 09 месяцев 23 дня.
В указанный стаж ей не засчитана работа в периоды с 01.04.1994 г. по 31.01.1995 г. в должности музыкального руководителя в Детском саду N 960, поскольку в указанный период Васина Т.В. работала на 0,5 ставки, а в период с 01.01.1999 г. по 31.08.1999 г., с 01.12. 1999 г. по 31.12.2001 г. на 0,25 ставки.
Суд указал, что в период с 01.04.1994 г. по 31.01.1995 г. Васина Т.В. работала в должности музыкального руководителя в Детском саду N 960.
Согласно архивной справке Центрального объединенного архива учреждений системы образования N 4980 от 15.04.2008 г. в период с 01.01.1999 г. по 31.08.1999 г., с 01.11.1999г. по 31.12.2001 г. Васина Т.Н. работала в ясли-саду N 777 в должности музыкального руководителя на 0,25 ставки.
Суд также указал, что в период с 14.09.1998 г. по 29.05.2000 г. Васина Т.В. работала в ГОУ ДС N 573 по совместительству на 1 ставку в должности музыкального руководителя.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении N2-П от 29.01.2004г., исчисление трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет, на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона РФ от 17.12.2001г. N173-Ф3, может производиться по нормам правового регулирования, действовавшего до 01.01.2002 г.
Постановлением Госкомитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы N1 62 от 17.05.1960 г. было утверждено разъяснение N 19, в соответствии с которым по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать в детских садах музыкальным руководителям - как руководителям-воспитателям .
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 г., периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Исследовав изложенное, суд пришел к выводу , что доводы ответчика о том, что оспариваемые периоды не подлежат включению в льготный стаж по тем основаниям, что истица работала на 0,5 и 0,25 ставки необоснованны.
При удовлетворении основного требования истца о включении спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О трудовых пенсиях" суд признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование о назначении указанной пенсии с момента первого обращения к ответчику, т.е. с 06.08.2012 г.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данное решения суда названным признакам не отвечает, в связи с чем не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Как усматривается из материалов дела истец в периоды с 01.04.1994 г. по 31.01.1995 г. работала в должности музыкального руководителя в Детском саду N 960 на 0,5 ставки /л.д.28/ , с 01.01.1999 г. по 31.08.1999 г., с 01.12.1999 г. по 01.09.2000 г. в должности музыкального руководителя в Детском саду N 777 на 0,25 ставки/л.д.29/ и по совместительству в детском саду N 573 Первомайского РУНО г.Москвы на 0,5 ставки музыкального руководителя /л.д. 54/, то есть, в рассматриваемые спорные периоды истец, работая музыкальном руководителем в детском саду , даже с учетом совместительства, не вырабатывала полную ставку.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", введенного в действие с 1 января 2002г., трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г., периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г.,периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
На таких же условиях засчитывались периоды работы в должности музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999 года и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации 22 сентября 1999 года (ранее музыкальным руководителям работа в этой должности в льготный трудовой стаж не засчитывалась - в Списке от 6 сентября 1991 года должность "Музыкальный руководитель" не была предусмотрена как работа, дающая право на льготную пенсию).
Тем не менее пунктом 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г., предусмотрено, что периоды работы в этой должности засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, т.е. права музыкальных руководителей, в части зачета периодов работы в льготный стаж, по сравнению с ранее действовавшими Правилами и Списками, расширены.
Неодинаковый подход к вопросу об исчислении периодов работы отдельных категорий педагогических работников обусловлен именно различным характером деятельности работников, связанной именно с функциональными обязанностями, психоэмоциональной нагрузкой, которые различны, в частности, у музыкального руководителя и воспитателя, например, в детском саду, при этом, и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателей дошкольных образовательных учреждений - 36 часов в неделю, тогда как у музыкальных руководителей - 24 часа.
Правовую основу для различного подхода к отдельным категориям педагогических работников по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж представляет приведенная выше норма федерального закона (п. 2 ст.27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Такой подход соответствует и смыслу других положений названного Федерального закона, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (ст. ст. 27, 28 Закона).
В решении суда указывалось, что, поскольку согласно Перечню, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, и разъяснению Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года работа в качестве музыкального руководителя давала право на пенсию за выслугу лет как воспитателю, следовательно, спорные периоды следует обязать ответчика включить в подсчет специального стажа истца без условия выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Однако с таким выводом согласиться нельзя, так как условия для такого зачета времени работы в период действия Перечня 1959 года существенно отличались от условий, установленных Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г. (были менее благоприятными, нежели условия зачета, предусмотренные Правилами).
Таким образом, оснований для обязания ответчика включить в подсчет специального стажа спорные периоды не имелось, а при таких обстоятельствах, решение суда в данной части подлежит отмене, в удовлетворении иска в данной части следует отказать. Также следует отменить решение суда в части обязания назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения за таковой в пенсионный отдел , с 06.08.2012г., отказав в удовлетворении иска и в этой части, так как на 06.08.2012г. у истца отсутствует необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности. Подлежит отмене решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца 200 руб. - государственной пошлины, оплаченной при подаче искового заявления, так как в удовлетворении иска Васиной Т.В. отказано в полном объеме.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст.328,329,330 ГПК РФ
О п р е д е л и л а:
Решение Преображенского районного суда г.Москвы от 31 мая 2013 года отменить. В удовлетворении иска Васиной Татьяны Валентиновны к Государственному учреждению - Главному управлению ПФР N 7 по г.Москве и Московской области об обязании включить периоды в подсчет специального стажа, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.