Апелляционное определение Московского городского суда от 02 октября 2013 N 11-33354/13
Судья Романова С.В.
гр.д.N11-33354
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 октября 2013г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского
городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.,
судей Мареевой Е.Ю. и Вьюговой Н.М.,
при секретаре Микаэлян К.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М.,
дело по апелляционному представлению заместителя межрайонного природоохранного прокурора г.Москвы Мирошниченко В.С. на решение Гагаринского районного суда г.Москвы от 26 июня 2013 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц, г. Москвы к ООО "ПСК "Тепло Центр Строй" о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде - отказать,
у с т а н о в и л а:
Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ПСК "Тепло Центр Строй" о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, просит взыскать с ответчика денежные средства в доход бюджета г. Москвы в размере _ руб.
В обоснование требований прокурор указывает, что при проведении работ по строительству инженерных коммуникаций по адресу: _.ООО "ПСК "Тепло Центр Строй" допустило повреждение 39 деревьев: 36 лип, 1 ясеня, 1 клена остролистного, 1 ивы козьей, за что привлечено к административной ответственности. Департаментом рассчитана сумма вреда, причиненного незаконными действиями ответчика, которая составляет _. руб. Поскольку ООО "ПСК "Тепло Центр Строй" добровольно не возместило ущерб, причиненный окружающей среде, он подлежит взысканию в судебном порядке в соответствии со ст.ст. 76-77 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В заседании суда первой инстанции прокурор требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица - Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы по доверенности Захаров М.Е. в судебном заседании пояснил, что письмом от 20.02.2013 N 480 ответчик обратился в Департамент с просьбой о рассмотрении возможности возмещения ущерба причиненного окружающей среде в натуральной форме. 01.03.2013 протоколом N 21 заседания Комиссии по определению формы возмещения вреда, причиненного нарушением требований законодательства в области защиты зеленых насаждений и охраны городских почв принято решение разрешить ответчику возместить вред, причиненный окружающей среде в натуральной форме при соблюдении установленных Комиссией условий. Срок для возмещения вреда в натуральной форме установлен до 21.09.2013 г. и на момент рассмотрения дела не истек. Полагал, что возложение обязанности по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, в денежной форме представляется возможным только после 21.09.2013 в случае не исполнения решения принятого Комиссией Департамента решения, поскольку форма возмещения выбрана, о чем имеется действующее решение специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений, каковым является Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит заместитель межрайонного природоохранного прокурора г.Москвы Мирошниченко В.С. по доводам апелляционного представления.
Представитель ответчика ООО "ПСК "Тепло Центр Строй" в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ООО "ПСК "Тепло Центр Строй", с учетом того, что повестка направлялась в надлежащий юридический адрес организации.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Мирошниченко В.С., представителя третьего лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Захарова М.Е., обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
Судом установлено, что при проведении работ по строительству инженерных коммуникаций по адресу: _., ООО "ПСК "Тепло Центр Строй" допустило повреждение 39 деревьев: 36 лип, 1 ясеня, 1 клена остролистного, 1 ивы козьей, в подтверждение чего суду представлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 21.09.2012 N 0804-743/2012.
По данному факту 21.09.2012 по поручению межрайонной природоохранной прокуратуры от 14.04.2012 Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
07 ноября 2012 года в отношении ООО "ПСК "Тепло Центр Строй" составлен протокол N 0804-746-3/2012 об административном правонарушении.
Постановлением от 05.12.2012 N 0804-743-3/2012 ответчик привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.18 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде штрафа в размере _. руб. Во исполнение постановления ответчиком 25.01.2013 оплачен штраф в полном размере, в подтверждение чего в материалах дела имеется платежное поручение N 220.
Размер ущерба, причиненного ООО "ПСК "Тепло Центр Строй" окружающей среде по расчету Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, составил _ руб.
12.02.2013 ответчиком получено требование Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы о добровольной уплате суммы ущерба в течение 30 дней с момента получения требования.
20.02.2013 ответчик ООО "ПСК "Тепло Центр Строй" обратился к председателю комиссии по определению формы возмещения вреда, причиненного нарушением требований законодательства в области защиты зеленых насаждений и охраны городских почв с просьбой ввиду тяжелого материального положения организации (в связи с задержкой оплаты выполненных работ заказчиками), большим отпадом прошлых лет деревьев в парке "Останкино", назначить возмещение вреда, причиненного окружающей среде в натуральной форме в парке "Останкино" (л.д. 52-53).
Как следует из объяснений представителя третьего лица, все необходимые документы для принятия положительного решения были представлены на рассмотрение Комиссии.
01.03.2013 протоколом N 21 заседания Комиссии по определению формы возмещения вреда, причиненного нарушений требований законодательства в области защиты насаждений и охраны городских почв принято решение разрешить ответчику возместить вред, причиненный окружающей среде в натуральной форме при соблюдении установленных комиссией условий (л.д. 36-38). Срок для возмещения вреда в натуральной форме установлен до 21 сентября 2013 года.
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь ст. ст. 1, 13,17 Закона г. Москвы от 05.05.199 N 17 (ред. От 24.04.2013) "О защите зеленых насаждений", ст. 77 ФЗ от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" суд исходил из того, что действующим законодательством предусмотрена как натуральная, так и денежная форма возмещения вреда, причиненного окружающей среде; уполномоченным органом принято решение о предоставлении ответчику возможности исполнить свою обязанность по восстановлению нарушенного права граждан на пользование земельными насаждениями в натуральной форме и для исполнения данной обязанности предусмотрен конкретный срок, который на момент принятия настоящего решения не истек, а потому иск заявлен преждевременно. Суд также отметил, что заявитель не лишен впоследствии возможности в случае неисполнения ответчиком решения Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы предъявить требования о возмещении вреда в денежной форме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Мирошниченко В.С. ссылается на то, что вред окружающей среде, причиненный ответчиком, должен быть возмещен согласно п. 3 ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде - то есть в денежной форме.
Указанные доводы не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения.
Согласно ст. 77 ФЗ от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статьей 78 названного Закона предусмотрена, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 (ред. от 24.04.2013) "О защите зеленых насаждений" специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений - специально уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы по защите зеленых насаждений.
Статьей 13 вышеуказанного Закона предусмотрено, что натуральной формой возмещения вреда является проведение компенсационного озеленения для создания зеленых насаждений взамен утраченных или приведение их в исходное состояние. Возмещение вреда в натуральной форме осуществляется путем проведения специализированными организациями работ по озеленению на основании договора с лицом, причинившим вред. Возмещение вреда в натуральной форме может быть произведено лицом, причинившим вред, самостоятельно с разрешения специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений. Вред считается возмещенным в натуральной форме после приемки проведенных работ специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Порядок проведения компенсационного озеленения устанавливается Правительством Москвы.
В соответствии со ст. 17 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений осуществляется специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.
Специально уполномоченным органом Правительства Москвы по защите зеленых насаждений является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Согласно п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве" в соответствии с Законом вред, причиненный зеленым насаждениям, подлежит возмещению. Законом установлены две формы возмещения вреда: натуральная - восстановление зеленых насаждений взамен уничтоженных в соответствии с положениями статьи 4 Закона; денежная - для формирования доходов бюджета и использования на компенсационное озеленение, в том числе на создание новых объектов озеленения и реконструкцию городских объектов озеленения в соответствии с городскими целевыми озеленительными программами, иными программными мероприятиями, Генеральным планом города Москвы, градостроительными планами развития административных округов и районов в рамках использования расходов бюджета. Согласно ст. 4 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений": компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений. В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади. Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых нарушены требования по защите зеленых насаждений, предусмотренные правовыми актами города Москвы. В случаях невозможности установления лица, причинившего вред, или естественной гибели зеленых насаждений финансирование компенсационного озеленения производится за счет средств бюджета города Москвы.
Согласно приказу Департамента от 01.02.2012 N 17 "Об определении формы возмещения вреда, причиненного нарушением требований законодательства в области защиты зеленых насаждений и охраны городских почв" создана комиссия по определению формы возмещения вреда, причиненного нарушением требований законодательства в области защиты зеленых насаждений и охраны городских почв.
В соответствии с названным приказом комиссией осуществляется выработка решений применения натуральной формы возмещения вреда, причиненного зеленым насаждениям и городским почвам в результате противоправных действий, по инициативному обращению руководителей структурных подразделений Департамента, организаций и граждан. Согласно п. 3.2 приложения к вышеуказанному приказу Комиссия при формировании решения о натуральной форме возмещения вреда учитывает следующие критерии: а) наличие утвержденного проекта благоустройства и озеленения; б) размер причиненного вреда в результате противоправных действий юридического или физического лиц; в) временной период с момента повреждения/уничтожения зеленых насаждений и/или городских почв; г) возможность восстановления утраченных зеленых насаждений и городских почв своими силами или по договору со специализированной организацией; д) условия передачи на баланс восстановленных зеленых насаждений и городских почв; е) сроки предъявления выполненных работ представителю Департамента и балансодержателю. Согласно п. 3.4 приложения к вышеуказанному приказу в случае совершения правонарушения в границах особо охраняемых природных территорий, Комиссии представляется заключение по возможной форме возмещения вреда, причиненного нарушением требований законодательства в области защиты зеленых насаждений и охраны городских почв.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена как натуральная, так и денежная форма возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Поскольку по обращению лица, причинившего окружающей среде вред уполномоченным органом в установленном порядке принято решение разрешить ответчику возместить вред, причиненный окружающей среде в натуральной форме при соблюдении установленных комиссией условий, установлен срок возмещения вреда, который на момент разрешения спора не истек, то требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде в денежной форме отклонены правомерно.
Взыскание с ответчика денежных средств в счет возмещения ущерба, при наличии действующего решения Департамента о возмещении ущерба в натуральной форме, привело бы к возложению на ответчика двойной гражданской ответственности за допущенное им нарушение.
Доводы апелляционного представления о том, что затраты на высадку ответчиком однолетних саженцев деревьев составляют несоизмеримо меньшую сумму, чем размер ущерба, рассчитанный по установленным государственным методикам; что судом не указано, каким образом объективно возможно восстановление окружающей среды, в связи с повреждением ответчиком корней 39 деревьев, и является ли надлежащим возмещением вреда высадка ответчиком 39 однолетних саженцев иных ценностных групп, чем те, которые были повреждены, фактически сводятся к несогласию с решением, принятым комиссией Департамента, оформленным протоколом N 21, правомерность которого не является предметом рассмотрения настоящего спора.
Суд правильно установил и с достаточной полнотой исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального права и постановил законное и обоснованное решение, которое отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Гагаринского районного суда г.Москвы от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя межрайонного природоохранного прокурора г.Москвы Мирошниченко В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.