Апелляционное определение Московского городского суда от 06 ноября 2013 N 11-36828/13
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Зыбелевой Т.Д., Семченко А.В.
при секретаре Евдокименковой И.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Владимировой Н.Ю.
дело по апелляционной жалобе Погореловой Н.В. на решение Тверского районного суда г.Москвы от 19 апреля 2013 года, которым постановлено:
Отказать Погореловой Н. В. в удовлетворении заявленных исковых требований к ФНС России об обязании принять пакет документов и направить в Пенсионный Фонд РФ, третье лицо - Пенсионный Фонд РФ,
У с т а н о в и л а:
Погорелова Н.В. обратилась в суд с иском к ФНС России об обязании принять пакет документов и направить в Пенсионный Фонд РФ.
В обоснование заявленных требований указав, что 04 мая 2011 года, имея стаж работы на государственной гражданской службе 26 лет и 341 день, она написала заявление об увольнении из МИФНС N 5 Рязанской области по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по собственному желанию. В мае 2011 года ей стало известно, что в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет. В соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-правовых актов 20 октября 2011 года она написала заявление на имя Председателя правления Пенсионного фонда РФ, передав его в кадровую службу МИФНС N 5 РФ по Рязанской области, о назначении ей пенсии за выслугу лет. 08 ноября 2011 года в ее адрес из кадровой службы МИФНС N 5 РФ по Рязанской области пришло сообщение об отказе в предоставлении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней. Указанное решение МИФНС N 5 РФ по Рязанской области она обжаловала в суд и решением Скопинского районного суда Рязанской области от 30 января 2012 года ее требования были удовлетворены. Суд обязал МИФНС N 5 РФ по Рязанской области принять от Погореловой Н.В. заявление о назначении пенсии за выслугу лет, подготовить пакет документов для назначения пенсии за выслугу лет и направить заявление Погореловой Н.В. вместе с пакетом документов в Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области. После вступления в законную силу решения суда, истец вновь подала заявление и оно было принято сотрудниками кадровой службы МИФНС N 5 РФ по Рязанской области, которые собрали полный пакет документов и направили его вместе с заявлением в Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области, которые в свою очередь перенаправили все документы в Федеральную налоговую службу России. Однако управление кадров ФНС России при получении полного пакета документов возвратили его обратно в МИФНС N 5 РФ по Рязанской области, приняв решение о невозможности назначения истцу пенсии за выслугу лет до назначения трудовой пенсии.
Истец в суд явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, иск не признала.
Представитель третьего лица в суд не явилась.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просит в апелляционной жалобе Погорелова Н.В.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения Погореловой Н.В., представителя ФНС России, представителя ПФР, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Как установлено судом 1 инстанции и следует из материалов дела, 28 мая 1984 года Погорелова Н.В., 27.08.1960 г.р., была принята на работу на должность инспектора по государственным доходам Михайловского района, 01 июля 1990 года была переведена с указанной должности в Государственную налоговую инспекцию по Михайловскому району на должность старшего инспектора отдела налогообложения предприятий, объединений, организаций, 01 декабря 1998 года назначена на должность старшего государственного инспектора отдела налогообложения юридических лиц, 02 декабря 1999 года Государственная налоговая инспекция по Михайловскому району преобразована в инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по Михайловскому району, 18 января 2002 года инспекция Министерства РФ по налогам и сборам реорганизована в межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам, 21 января 2002 года Погорелова Н.В. переведена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы старшего налогового инспектора отдела налогообложения юридических лиц, 18 февраля 2004 года межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 6 реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 5 по Рязанской области, 01 мая 2004 года Погорелова Н.В. переведена на должность государственного налогового инспектора отдела выездных проверок, 29 ноября 2004 года межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 5 по Рязанской области реорганизована в межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы N 5 по Рязанской области, 01 января 2005 года Погорелова Н.В. переведена на федеральную государственную должность старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок, 01 августа 2006 года переведена на государственную гражданскую должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок.
04 мая 2011 года Погорелова Н.В. была уволена с государственной гражданской службы на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по инициативе гражданского служащего.
На момент увольнения Погорелова Н.В. имела 26 лет стажа государственной гражданской службы, в течение 7 лет перед увольнением занимала должность гражданской службы в МИФНС N 5 РФ по Рязанской области.
20 октября 2011 года Погорелова Н.В. обратилась в МИФНС N 5 РФ по Рязанской области с заявлением на имя председателя правления Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии за выслугу лет.
08 ноября 2011 года кадровой службой МИФНС N 5 РФ по Рязанской ей было отказано в предоставлении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней.
Указанное решение МИФНС N 5 РФ по Рязанской области истцом было обжаловано в суд.
Решением Скопинского районного суда Рязанской области от 30 января 2012 года, вступившим в законную, силу требования Погореловой Н.В. были удовлетворены. Суд обязал МИФНС N 5 РФ по Рязанской области принять от Погореловой Н.В. заявление о назначении пенсии за выслугу лет, подготовить пакет документов для назначения пенсии за выслугу лет и направить заявление Погореловой Н.В. вместе с пакетом документов в Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области.
В судебном заседании установлено, что после вступления в силу решения суда МИФНС N 5 РФ по Рязанской области был подготовлен и направлен в Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области полный пакет документов вместе с заявлением Погореловой Н.В. В свою очередь Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области перенаправило все документы в Федеральную налоговую службу России.
23 июля 2012 года управлением кадров ФНС России все документы Погореловой Н.В. были возвращены в Управление ФНС России по Рязанской области и дано разъяснение, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается вместе с ней.
По мнению истца, данное решение ФНС России является незаконным и противоречит требованиям п. 1.1. ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст.7 Закона РФ " О государственном пенсионном обеспечении в РФ", в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений, федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 6, 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
Федеральным законом от 03.05.2011 N 94-ФЗ был введен п.1.1 ст.7, в соответствии с которым - федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.
То есть, вводя п.1.1 ст.7 названного Закона, законодатель предусмотрел "отложенное право" - право на пенсию за выслугу лет и для лиц, уволившихся с федеральной гражданской службы до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности), которое может возникнуть при соблюдении указанных условий после приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 14 Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, суд пришел к выводу, что в силу вышеприведенных норм закона пенсия за выслугу лет не является самостоятельным видом пенсии и фактически устанавливается в виде доплаты к трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании установлено, что истец не достигла пенсионного возраста и не является получателем трудовой пенсии по старости (инвалидности), в связи с чем, условия при наличии которых может быть назначена пенсия за выслугу лет, установленные ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в данном случае отсутствуют.
Доводы истца о том, что ФНС России обязано было направить документы в Пенсионный фонд РФ для решения вопроса о назначении или об отказе в ее назначении суд счел несостоятельными.
Процедура обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих установлена "Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ее назначения и выплаты" утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 года N 44.
В соответствии с п. 3 указанных Правил федеральный служащий может обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления. Федеральный служащий подает письменное заявление, о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с необходимыми документами в кадровую службу федерального органа государственной власти (его территориального органа) или его аппарата, иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее именуется - федеральный орган), в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением.
Согласно п.п. 7- 10 Правил при наличии права федерального служащего на пенсию за выслугу лет, руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением, оформляется представление о назначении пенсии за выслугу лет за подписью руководителя, справка о размере среднемесячной заработной платы, о стаже государственной службы и другие документы и направляет их в Пенсионный фонд РФ.
При этом в случае отсутствия права на указанную пенсию федеральный орган не вправе оформлять представление к назначению пенсии за выслугу лет.
С учетом того, что истец не обладала правом на получение пенсии за выслугу лет, суд пришел к выводу, что ФНС России обоснованно принято решение о возврате документов истца.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права - не допущено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на обстоятельства, которые исследовались судом 1 инстанции и которым дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Не усматривая оснований к отмене в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст.328,329 ГПК РФ
О п р е д е л и л а:
Решение Тверского районного суда г.Москвы от 19 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Погореловой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.