Апелляционное определение Московского городского суда от 22 ноября 2013 N 11-37804/13
Судья: Рубцова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2013 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.,
судей Шаповалова Д.В., Семченко А.В.,
при секретаре Попугаеве М.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Рыбакова А.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Рыбакова А.В. к Военному комиссариату Московской области об обязании выплатить ежемесячное социальное денежное пособие за период с _ г. по _. г. в размере ***. - отказать",
установила:
Рыбаков А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области об обязании выплатить ежемесячное социальное денежное пособие за период с _. г. по _. г. в размере ***., мотивируя свои требования тем, что ответчик неправомерно отказал в назначении и выплате социального пособия предусмотренного ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" за указанный период времени.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования. Представитель ответчика в суд явился, возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Рыбаков А.В.
Проверив материалы дела, выслушав истца Рыбакова А.В., представителя ответчика Капусткину И.А., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено, что Рыбаков А.В. в _. г. приказом Министра обороны РФ N074 от .. г. был уволен в запас по п.п. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом начальника ГРУ ГШ ВС РФ N021 от _ г. истец зачислен в распоряжение командира войсковой части 92154, в связи с невозможностью исключения из списков личного состава части.
Приказом командира войсковой части 92154 N183 от _ г. Рыбаков А.В. исключен из списков личного состава части с _ г. и направлен для постановки на воинский учет в ОВК г. Солнечногорск Московской области.
_ г. Рыбаков А.В. прибыл в отдел военного комиссариата Московской области по г. Солнечногорск и Солнечногорскому району для постановки на воинский учет, однако на учет поставлен не был.
_ г. истец был поставлен на воинский учет и .. г. подал заявление о назначении социального пособия, предусмотренного п.4 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Социальное пособие было назначено истцу с _ г. по _ г., т.е. по дату окончания предусмотренного Федеральным законом пятилетнего срока выплаты с момента возникновения права на получение таковой (_ г.).
В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего, в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе без права на пенсию, в течение 5 лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере:
- при общей продолжительности военной службы 15 лет - 40% суммы оклада денежного содержания;
- за каждый год свыше 15 лет - 3% суммы оклада денежного содержания.
Выплата ежемесячного социального пособия производится из оклада по последней воинской должности, занимаемой военнослужащим ко дню увольнения с военной службы, и оклада по воинскому званию на этот день.
Назначение и выплата ежемесячного социального пособия производятся Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пятилетний срок для выплаты ежемесячного социального пособия исчисляются со дня увольнения с военной службы лиц, имеющих право на их получение.
При несвоевременном обращении за назначением ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию указанные выплаты за прошлое время производятся, если обращение за ними последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на их получение.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска Рыбакова А.В., суд первой инстанции исходил из того, что обращение истца _ г. в Военный комиссариат не может считаться надлежащей формой обращения о назначении ежемесячного социального пособия, так как сама по себе постановка на воинский учет не предполагает назначение какого-либо пособия и не отменяет установленного порядка обращения за назначением выплат на основании заявления.
Основания же для выплаты истцу социального пособия с _ г. по _ г. отсутствуют, так как обращение за выплатами последовало после истечения трехлетнего срока установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии со ст. 38 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Истец был исключен из списков войсковой части приказом командира войсковой части 92154 N183 от _ г. с _. г.
Согласно пп. "в" п. 50 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 года N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, увольнении с альтернативной гражданской службы, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Как указывает истец, он явился в Военный комиссариат лишь _ г., т.е. со значительным нарушением установленного законом срока постановки на учет. Соответственно, требования военного комиссариата _ г. N2190 о необходимости представить сведения относительно возможных изменений для внесения их в личное дело, а также предоставления документов выданных ему при увольнении (удостоверение личности офицера, предписание) для постановки на воинский учет, являлись правомерными.
Рыбаков А.В. был поставлен на воинский учет _ г., соответственно оснований полагать, что ответчик нарушил право истца на своевременную постановку на воинский учет и как следствие реализацию принадлежащих ему прав, не имелось.
_. г. Рыбаков А.В. подал заявление о назначении социального пособия, предусмотренного п.4 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
С указанной даты социальное пособие ему назначено, что не оспаривалось сторонами.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что положения Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N941 предусматривающие возможность выплаты социального пособия за прошлое время, если обращение за ними последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на их получение, противоречат действующему законодательству и Конституции России, по мнению судебной коллегии являются надуманными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный законодатель установил в п. 4 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", что порядок назначения и выплаты ежемесячного социального пособия производятся применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен именно Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Делегирование Правительству Российской Федерации полномочий по конкретизации предписаний федерального законодателя не может рассматриваться как противоречащее нормам действующего законодательства.
Таким образом, применение ответчиком при назначении социальной выплаты и судом при рассмотрении настоящего спора, положений вышеуказанного нормативно-правового акта не может рассматриваться как нарушения прав истца на получение гарантированных законом социальных выплат в полном объеме.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2013 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Не усматривая оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь ст. 327, 329, 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыбакова А.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.