Постановление Московского городского суда от 14 ноября 2013 N 4а-1327/13
Заместитель председателя Московского городского суда Фомин Д.А., рассмотрев в порядке надзора жалобу Костенко В.Н. в защиту ООО "МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО" (далее - Общество) на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 353 района Аэропорт города Москвы от 23 октября 2012 года и решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 21 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 353 района Аэропорт города Москвы от 23 октября 2012 года Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Савеловского районного суда города Москвы от 21 декабря 2012 года постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 353 района Аэропорт города Москвы от 23 октября 2012 года оставлено без изменения, поданная жалоба - без удовлетворения.
В надзорной жалобе защитник Костенко В.Н., выражая несогласие с названными судебными актами, просит их отменить, ссылаясь на отсутствие вины Общества в совершении административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу данную жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, в период с 05 марта по 02 апреля 2012 года должностными лицами Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) на основании приказа руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 09 февраля 2012 года N 56 была проведена плановая выездная проверка Общества с целью контроля за соблюдением требований по безопасности при эксплуатации электроустановок предприятия, требований по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
В результате проведенной проверки были выявлены нарушения Обществом обязательных требований Правил и НТД в области электроэнергетики и промышленной безопасности, которые отражены в акте проверки от 02 апреля 2012 года N 3.1-56-пл-А/0054-2012 (л.д. 58-93).
02 апреля 2012 года должностными лицами Центрального управления Ростехнадзора в адрес Общества было вынесено предписание N 3.1-56-пл-П/0054-2012 об устранении выявленных нарушений (л.д. 17-57), отраженных в акте проверки, в частности, в срок до 30 августа 2012 года включительно Обществу предписывалось обеспечить установление границы охранной зоны линий электропередач ВЛ-6кВ "Демвер-Пахра-1" (п. 91 Предписания).
В период с 17 по 19 сентября 2012 года должностными лицами Центрального управления Ростехнадзора на основании распоряжения заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 31 августа 2012 года N 3177-пр в отношении Общества, расположенного по адресу: ***, была проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 02 апреля 2012 года N 3.1-56-пл-П/0054-2012, в ходе которой установлено, что в срок до 30 августа 2012 года включительно Общество не выполнило п. 91 предписания, а именно: не обеспечило установление границы охранной зоны ВЛ-6кВ "Демвер-Пахра-1".
21 сентября 2012 года на основании выявленных нарушений, отраженных в акте проверки от 19 сентября 2012 года N 3.1-3177-пр-вн-А/0170-2012 (л.д. 6-8), главным государственным инспектором отдела по надзору за электрическими станциями и распределительными сетями Центрального управления Ростехнадзора в отношении Общества составлен протокол N 3.1-3177-пр-вн-Пр/0180-2012 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 3-5).
23 октября 2012 года мировой судья, признав факт невыполнения Обществом предписания установленным на основании совокупности собранных по делу доказательств, пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
21 декабря 2012 года к такому же выводу пришел судья районного суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Общества.
Между тем с выводом судебных инстанций о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, нельзя согласиться ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства регламентирован Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 (далее - Правила).
В соответствии с п. 6 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
Согласно Порядку согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденному приказом Минприроды РФ от 24 мая 2010 N 179, к заявлению о согласовании границ охранных зон в отношении действующих объектов электросетевого хозяйства должны прилагаться, в том числе, копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения объектом электросетевого хозяйства (п. 6.2). Отсутствие таких документов является основанием для вынесения территориальным органом Ростехнадзора решения об отказе в согласовании границ охранных зон (подп. "а" п. 9 Порядка).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Общество арендует у ОАО "***" линии электропередач ВЛ-6кВ "Демвер-Пахра-1" протяженностью 8 900 м без правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, а также без установленных границ охранной зоны.
10 мая 2012 года исполняющим обязанности директора Московского областного филиала Общества Я. в адрес ОАО "***" было направлено письмо за N 245 с просьбой предоставить копии документов на линии электропередач ВЛ-6кВ "Демвер-Пахра-1": ситуационный план воздушных линий и проектную документацию, необходимых для установления границы охранной зоны (л.д. 112). На указанное письмо был получен ответ управляющего директора ОАО "***" Т. от 14 мая 2012 года N 09-99 в котором сообщалось, что запрашиваемых документов в исполнительном архиве ОАО "***" не обнаружено (л.д. 121).
13 сентября 2012 года главный инженер Московского областного филиала Общества Я. обратился к Главе Ленинского муниципального района Московской области с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении Обществу земельного участка на праве ограниченного пользования (публичный сервитут) для дальнейшего оформления необходимых документов для установления охранной зоны ВЛ-6кВ "Демвер-Пахра-1" (л.д. 110). В ответном письме Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 03 октября 2012 года N 8323п Я. сообщалось, что для рассмотрения вопроса об оформлении правоустанавливающих документов на земельные участки под линиями электропередач и постановки их на кадастровый учет необходимо заявление заинтересованного лица - ОАО "***" (л.д. 111).
В целях получения информации о сроках оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, находящийся под линией электропередач ВЛ-6кВ "Демвер-Пахра-1", в адрес ОАО "***" директором Московского областного филиала Общества М. было направлено письмо от 02 ноября 2012 года N 435 (л.д. 122), на которое 13 ноября 2012 года поступил ответ управляющего директора ОАО "***" за N 01/1102, в котором сообщалось, что с учетом специфики и протяженности объекта ВЛ-6кВ "Демвер-Пахра-1" ориентировочный срок по инвентаризации и оформлению ОАО "***" права собственности на указанный объект, составлению плана (схемы) границ земельного участка для подачи документов на согласование границ охранной зоны будет оставлять не менее шести месяцев (л.д. 123).
При изложенных выше обстоятельствах, а также учитывая специфику объекта электросетевого хозяйства, его протяженность, объем мероприятий, необходимых для установления охранной зоны, вывод судебных инстанций о том, что у Общества имелась объективная возможность для установления в срок до 30 августа 2012 года охранной зоны линий электропередач ВЛ-6кВ "Демвер-Пахра-1", является необоснованным.
Таким образом, основания для вывода о виновности Общества в совершении описанного выше административного правонарушения отсутствуют, в связи с чем мировой судья и судья районного суда пришли к ошибочному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы в порядке надзора выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
Поскольку выводы судебных инстанций о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и его виновности являются необоснованными, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 353 района Аэропорт города Москвы от 23 октября 2012 года и решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 21 декабря 2012 года подлежат отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Костенко В.Н. в защиту ООО "МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО" удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 353 района Аэропорт города Москвы от 23 октября 2012 года и решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 21 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО" - отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Д.А. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.