Постановление Московского городского суда от 25 октября 2013 N 4а-1958/13
Заместитель председателя Московского городского суда Фомин Д.А., рассмотрев в порядке надзора жалобу законного представителя ООО "Спецгрузавтотранс" генерального директора Серегина И.В. на постановление судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 27 декабря 2012 года и решение судьи Московского городского суда от 20 марта 2013 года по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 27 декабря 2012 года ООО "Спецгрузавтотранс" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 149 700 рублей 76 коп., (одна вторая суммы подлежащих уплате таможенных пошлин).
Решением судьи Московского городского суда от 20 марта 2013 года вышеуказанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника Общества Трифоновой Ю.В. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе законный представитель Общества - генеральный директор Серегин И.В. выражает несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене, в том числе ссылаясь на то, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку условия, предусмотренные ТК ТС, Обществом были соблюдены.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебными инстанциями установлено, что 25 мая 2012 года ООО "Спецгрузавтотранс" от имени ООО ".." (на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 12 марта 2012 года N 028/2012/М-К) подана на Московский таможенный пост Центр Электронного декларирования (далее МТ ЦЭД) декларация на товары (далее - ДТ) N10129060/2505 12/0001685 на товар для производства штанцевых форм (расходные материалы), в количестве 17 наименований. Общий вес нетто товара составил 11886 кг, вес брутто - 12789.5 кг, общее количество грузовых мест - 49, заявленная фактурная стоимость 132510, 87 долларов США.
Получателем товара является ООО ".." (Калужская область, г. _1), декларантом выступает таможенный представитель ООО "Спецгрузавтотранс".
Вышеуказанный товар прибыл на СВХ ООО "Транзит - С" (г. Смоленск, ул. Лавочкина, д.105, свидетельство N 1011 3/100024 от 17.12.2010 года) в зоне деятельности Заднепровского (специализированного) таможенного поста Смоленской таможни из Германии (страна происхождения разная) по следующим товаросопроводительным документам: МДП N ХВ68015773 от 17.05.2012 года, СМК N 2564027 от 15.05.2012 года, инвойс N 07/12 от 10.05.2012 года, в рамках внешнеторгового контракта от 05.12.2011 года N 11/11.
В ходе совершения таможенных операций с товарами, во время проверки документов и сведений заявленных в ДТ N _ должностными лицами Московского таможенного поста ЦЭД выявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара, а именно: фактурная стоимость ООО "Спецгрузавтотранс" указана в долларах США, в то время как в коммерческих документах валютой контракта является Евро, которые и послужили основанием для занижения причитающихся к уплате таможенных пошлин и налогов на сумму 299 401 рубль 51 коп.
Указанные действия Общества квалифицированы по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Между тем с выводами судебных инстанций о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 179 Таможенного кодекса таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Согласно пункту 2 статьи 180 Таможенного кодекса перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 181 Таможенного кодекса при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется ДТ. Пунктом 2 статьи 181 Таможенного кодекса предусмотрено, что в ДТ указываются: заявляемая таможенная процедура; сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о товарах; сведения об исчислении таможенных платежей; сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении ограничений; сведения о производителе товаров; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Кодекса; сведения о лице, составившем декларацию на товары; место и дата составления декларации на товары.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии со статьей 191 Таможенного кодекса сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий: если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений (абзац 2 пункта 1 статьи 191 Таможенного кодекса); если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров (абзац 3 пункта 1 статьи 191 Таможенного кодекса). Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации (абзац 4 пункта 1 статьи 191 Таможенного кодекса).
Как следует из материалов дела, 25 мая 2012 года должностным лицом Московской таможни был выявлен факт недостоверных сведений содержащихся в декларации ООО "Спецгрузавтотранс" о валюте контракта, о чем по телефону было сообщено представителю Общества.
В тот же день, 25 мая 2012 года, генеральный директор Общества Серегин И.В. обратился с уведомлением по факсимильной связи к начальнику Таможенного поста, согласно которого просил, правильным считать валюту контракта ЕВРО, поскольку произошла техническая ошибка из-за сбоя программного средства по ДТ 10129060/250512,0001685. (Том 2 л.д. 8).
28 мая 2012 года указанное выше обращение генерального директора Общества было получено Московской таможней (Том 4 л.д.90).
29 мая 2012 года Общество в адрес Московской таможни направило обращение об отзыве декларации.
Между тем, в материалах дела не содержится сведений о направлении ответа Таможенным органом на вышеуказанные сообщения Общества о наличии технической ошибки и об отзыве ДТ (Том 4 л.д.28).
Определением от 30 мая 2012 таможенный орган в отношении Общества возбудил дело об административном правонарушении и назначил проведение административного расследования по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
29 июня 2012 года Таможенным органом в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Между тем, Федеральная таможенная служба России в письме от 09.09.2011 N 01-11/43756 "О применении положений пункта 1 статьи 191 Таможенного кодекса таможенного союза" указала, что положения абзаца 4 пункта 1 статьи 191 Таможенного кодекса предусматривают возможность внесения изменений и дополнений в таможенную декларацию до выпуска товаров, если это не влечет за собой заявление сведений об иных товарах, отличных по своему составу, техническому описанию, качеству, предназначению от товаров, указанных в зарегистрированной таможенной декларации, при условии соблюдения положений абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 191 Таможенного кодекса.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 211 Таможенного кодекса ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Так, вменяемое Обществу административное правонарушение образует оконченный состав лишь в случае наступления негативных последствий заявления субъектами правонарушения недостоверных сведений о декларируемых товарах в виде причинения реального ущерба бюджету в связи с неуплатой таможенных пошлин и налогов.
Таким образом, выводы судебных инстанций о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, являются необоснованными, поскольку действия Общества не повлекли вредных последствий в виде причинения реального ущерба бюджету.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы (протеста) выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы (протеста) и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 27 декабря 2012 года и решение судьи Московского городского суда от 20 марта 2013 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Жалобу законного представителя ООО "Спецгрузавтотранс" генерального директора Серегина И.В. удовлетворить.
Постановление судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 27 декабря 2012 года и решение судьи Московского городского суда от 20 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Спецгрузавтотранс" - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Д.А. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.