Решение Московского городского суда от 8 ноября 2013 N 7-3404/13
Судья Трушечкина Е.А. Дело N 7-3404
РЕШЕНИЕ
08 ноября 2013 года г. Москва
Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Ольха П.В. - --- на постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 23 октября 2013 г., которым
Гражданин Республики Беларусь Ольха П.----года рождения, уроженец Республики Беларусь, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем принудительного выдворения за пределы РФ с помещением в Центр содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве,
установил:
22 октября 2013 года в отношении гражданина Республики Беларусь Ольха П. должностным лицом ОМВД России по району Чертаново Южное
г. Москвы составлен протокол N --- об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении 23 октября 2013 г. передано на рассмотрение в Чертановский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд, защитник Ольха П.В. - --- А.Г. просит постановление судьи отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, в виду отсутствия в действиях Ольха П.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, недоказанностью обстоятельств совершения Ольха П.В. инкриминируемого ему правонарушения.
В судебном заседании Московского городского суда защитник Ольха П.В. - ---А.Г. явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы поступившей жалобы, нахожу постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.
Привлекая Ольха П.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, судья указал, что Ольха П.В., являясь гражданином Республики Беларусь, в 2009 году прибыл на территорию РФ в порядке, не требующим получения визы, и по истечении установленного срока пребывания уклонился от выезда с территории РФ, в связи с чем, был задержан сотрудниками полиции 22 октября 2013 г. в 21 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Чертановская, ---
В судебном заседании Ольха П.В., указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства не признал, пояснив, что приехал на территорию РФ 20.10.2013 г., миграционная карта у него отсутствует, поскольку ее выдача не предусмотрена для граждан Республики Беларусь.
Однако, судья первой инстанции, указанные выше обстоятельства административного правонарушения посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем, нашел состав административного правонарушения доказанным и привлек Ольха П.В. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств по делу.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Из материалов дела, в частности протокола об административном правонарушении усматривается, что Ольха П.В. вменяется в вину нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ, выразившиеся в уклонении от выезда с территории РФ по истечении установленного законом срока пребывания.
Иных действий, образующих состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, Ольха П.В. не вменялся.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу ч. 1 ст. 14 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. "О создании Союзного государства", граждане государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства.
В силу ч. 5 ст. 14 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. "О создании Союзного государства", граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств - участников, договорами между ними.
В силу ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 г. " Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", гражданам одной Стороны, пребывающим на законных основаниях на территории другой Стороны, гарантируются равные права с гражданами этой другой Стороны на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.
В силу ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 г. " Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, без миграционной карты.
Документами граждан Республики Беларусь, необходимыми для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории РФ, являются в частности - паспорт гражданина Республики Беларусь.
В силу ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 г. " Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", граждане одной Стороны, прибывшие на территорию другой Стороны, в течение 30 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания.
Из материалов дела следует, что факт нахождения гражданина Республики Беларусь Ольха П.В. на территории РФ с 2009 года, установлен из объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, данными 22 октября 2013 г. (л.д. 6), при этом при отборе письменных объяснений гр. Ольха П.В. не были предварительно разъяснены права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
С соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03. 2005 г. N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Таким образом, объяснения Ольха О.П. от 22 октября 2013 г., не могут служить доказательствами по данному делу об административном правонарушении, а иных доказательств виновности Ольха О.П. в совершении инкриминируемого ему правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАПРФ, сотрудниками полиции в материалы дела не представлено.
А поэтому, прихожу к выводу, что законные основания для привлечения Ольха П.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.8 КоАПРФ, за уклонение от выезда за пределы Российской Федерации по истечении установленного срока отсутствовали. Каких-либо иных нарушений режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации согласно протоколу об административном правонарушении Ольха П.В. в вину не вменялось.
В соответствии с 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Ольха П.В. подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАПРФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен указанный акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 23 октября 2013 г., которым гражданин Республики Беларусь Ольха П.----года рождения, уроженец Республики Беларусь, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем принудительного выдворения за пределы РФ с содержанием в Центре содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Ольха П.- прекратить по основанию п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАПРФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.