Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Кордюковой Г.Л., Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Дакуко Е.В.
рассмотрела в судебном заседании 11 сентября 2013 года дело N 2-476/13 по апелляционной жалобе Яковенко С.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2013 года по иску Яковенко С.В. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о перерасчете размера пенсии, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Бойцовой О.Н. (доверенность N ... от "дата"), изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Яковенко С.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать за ним право на установление ему ответчиком пенсии исходя из " ... " тарифного разряда должностей сотрудников органов внутренних дел, установленного Приложением 5 к Приказу МВД России N 1192 от 01.12.11; обязать ответчика исчислить ему пенсию с "дата" из расчета должностного оклада в сумме " ... " руб., соответствующего " ... " тарифному разряду должностей для сотрудников органов внутренних дел; взыскать с ответчика в его пользу незаконно невыплаченную в "дата" часть пенсии в размере " ... "; компенсацию морального вреда - " ... " руб.
В обоснование требований истец указал, что до "дата" он проходил службу в УФСНП России по Санкт-Петербургу в должности " ... ", был уволен со службы по болезни, назначена пенсия по инвалидности. В связи с упразднением федеральных органов налоговой полиции выплату пенсии ему осуществляет ответчик. В связи со вступлением в силу ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" был произведен перерасчет назначенной ему пенсии, с которым истец не согласен, поскольку при перерасчете пенсии ответчик применил должностной оклад по должности, которая не является аналогичной его должности на момент увольнения.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2013 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2013 года отменить, указывая на его противоречие нормам материального и процессуального права.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Яковенко С.В. извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно ст. 167, 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2013 года, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что Яковенко С.В. до "дата" проходил службу в органах налоговой полиции в должности " ... ".
"дата" истец был уволен со службы в связи с болезнью, после чего ему была назначена пенсия по инвалидности.
В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции и передачей ее функций органам внутренних дел, с "дата" Яковенко Л.А. был принят на пенсионное обеспечение Центром пенсионного обслуживания ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Центром пенсионного обслуживания ГУ МВД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области истцу была исчислена пенсия исходя из должностного оклада по " ... " тарифному разряду в размере " ... " руб., оклад за спецзвание - " ... " руб., надбавка за выслугу лет " ... "% - " ... " руб., а всего " ... " руб., размер пенсии по инвалидности " ... " группы от заболевания, полученного в период прохождения военной службы - " ... ".
С "дата" истцу был произведен повторный перерасчет пенсии с учетом ее повышения на " ... "%, в связи с чем размер пенсии с "дата" составил " ... ".
В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 12.02.93 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 08.11.11 N 309-ФЗ) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 1 статьи 43 названного Закона предусматривает, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
С января 2012 произведено реформирование системы денежного довольствия лиц, получающих пенсии по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
В силу ч. 8 ст. 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.11 N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.12 в соответствии с Законом РФ от 12.02.93 N 4468-1, подлежат пересмотру с 01.01.12.
С 01.01.12 размеры окладов по типовым должностям и специальным званиям сотрудников органов внутренних дел установлены Постановлением Правительства РФ N 878 от 03.11.11 "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников внутренних дел Российской Федерации".
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.11.11 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" Министру внутренних дел Российской Федерации с 01.01.12 при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью устанавливать применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
При этом тарифные разряды определены протоколом N 1 от 29.12.11 заседания комиссии МВД России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России.
Согласно таблице соответствия размеров должностных окладов сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации тарифным разрядам (приложение N 25 к приказу МВД России от 01.12.11 N 1192), для " ... " тарифного разряда на "дата" установлен оклад в размере " ... " руб.
Истец на момент увольнения со службы занимал должность " ... ".
В обоснование своих возражений по факту начисления ему пенсии по " ... " тарифному разряду, Яковенко С.В. указал, что на момент увольнения со службы в УФСНП России по Санкт-Петербургу он занимал должность " ... ", которая, в соответствии с разделом " ... " протокола N 1 от "дата" должна быть протарифицирована по " ... " тарифному разряду, как соответствующему должности " " ... "".
Указанные доводы судебная коллегия полагает несостоятельными исходя из следующего.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и директору Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации (далее - Федеральная служба налоговой полиции); органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы; органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт - Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.
Указом Президента РФ от 11.03.03 N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в РФ" с 01.07.03 Федеральная налоговая полиция РФ упразднена. Министерству внутренних дел переданы функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции РФ по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.
Оценив задачи органов налоговой полиции, определенные в ст.2 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", и функции, возложенные на территориальный орган МВД России на районном уровне, определенные в ст.2, ст.12 Закона "О полиции", п.11 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного Приказом МВД России от 21.04.11 N 222, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что функции Управления внутренних дел на районном уровне значительно шире соответствующих функций местного отдела налоговой полиции, в связи с чем последние могут приравниваться только к самостоятельным отделам (отделениям) территориального органа.
При этом суд учел, что в соответствии с п.5 и п.6 Нормативов формирования территориальных органов Министерства внутренних дел и их структурных подразделений, утвержденных Приказом МВД России от 30.04.11 N 333, управления в составе территориального органа МВД России соответствующего при этом структуре управления в составе территориального органа МВД России соответствующего уровня создается не менее 3 отделов. Согласно представленной истцом выписке из штата " ... " численность сотрудников составила " ... " единиц.
Учитывая изложенное, на основе анализа законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и представленных сторонами доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что занимаемая до увольнения истцом должность " ... " аналогична должности " ... " (п. " ... " указанного выше протокола), соответствующий должности истца тарифный разряд на "дата" определен как " ... ", в связи с чем оснований для установления размера пенсии исходя из " ... " тарифного разряда не имеется.
То обстоятельство, что в Санкт-Петербурге не создавались Управления налоговой полиции на районном уровне не свидетельствует, вопреки утверждению истца, о том, что отделы налоговой полиции районов фактически равнозначны на районном уровне соответствующему УВД района, а лишь свидетельствует, об отсутствии оснований для их создания, с учетом штатной численности сотрудников, нагрузки, функциональных обязанностей.
Не подрывающей выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит и ссылку истца на положения п.4 ст.30 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", поскольку понятие равнозначная должность, содержащееся в ней, приведено применительно к порядку прохождения службы и трудовым гарантиям при переводе сотрудников органов внутренних дел на иную должность.
Довод истца о незаконном игнорировании ответчиком при установлении аналогичной должности, исходя из должностного оклада которой должна исчисляться его пенсия, размера оклада для пенсионного обеспечения в "дата" с учетом повышения на " ... "% в размере " ... " руб., что соответствовало согласно схеме должностных окладов лиц среднего и старшего начальствующего состава местных органов налоговой полиции, утвержденной Приказом ФСНП России от 25.07.02 N 350, должностному окладу " ... ", который, в свою очередь, был аналогичен должностному окладу " ... ", установленному в Постановлении Правительства РФ от 04.07.02 N 487 "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел РФ, уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ", не может быть признан судебной коллегией состоятельным, поскольку возможность учета " ... "% повышения, предусмотренного п. 13 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.93 N 1038 "О денежном довольствии лиц начальствующего состава и об оплате труда работников, не имеющих специальных знаний, федеральных органов налоговой полиции" (утратившего силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 06.02.04 N 51 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в российской Федерации") при перерасчете пенсии с 01.01.12 не предусмотрена ст. 43 Закона РФ от 12.02.93 N 4468-1 (в ред. Федерального закона от 08.11.11 N 309-ФЗ). Размер должностного оклада истца в вышеуказанный период без учета данного повышения соответствовал окладам " ... " и " ... ".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.
Учитывая требования закона и установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковенко С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.