Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Цыганковой В.А
судей
Осининой Н.А., Пошурковой Е.В.
при секретаре
У.
рассмотрела в судебном заседании 12 сентября 2013 года дело N 2-1196/13 по апелляционной жалобе Горновесовой Ирины Александровны на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 02 апреля 2013 года по иску Горновесовой Ирины Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в специальный стаж трудовую деятельность, признании права на досрочную трудовую пению по старости
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., объяснения представителя Горновесовой И.А. - Самойлову Е.В., представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга - Лукичеу А.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Горновесова И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, просила обязать ответчика засчитать период работы с "дата" по "дата" нахождение в отпуске по ухожу за ребенком до достижения 3-х летнего возраста, с "дата" по "дата" период временной нетрудоспособности, с "дата" по "дата" период нахождения в очередном отпуске в стаж, признать право на досрочную пенсию по старости и назначить ее с "дата".
В обоснование исковых требований указала, что в "дата" она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Ответчик "дата" отказал ей в назначении пенсии со ссылкой на п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.01 "О трудовых пенсиях в РФ", в связи с отсутствием 25 лет требуемого стажа педагогической деятельности, поскольку не могут быть засчитаны периоды работы с "дата" по "дата" - нахождение в отпуске по ухожу за ребенком до достижения 3-х летнего возраста, с "дата" по "дата" период временной нетрудоспособности, с "дата" по "дата" период нахождения в очередном отпуске в стаж. Истица указывает, что в спорный период она выполняла педагогическую работу.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 02 апреля 2013 года исковые требования Горновесовой И.А. удовлетворены частично: в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Горновесовой И.А. включены: период работы с "дата" по "дата" - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3-летнего возраста, с "дата" по "дата" период временной нетрудоспособности, с "дата" по "дата" нахождение в очередном отпуске в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости, на ответчика возложена обязанность назначить истице с "дата" досрочную трудовую пенсию по старости.
В апелляционной жалобе Горновесова И.А. просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 02 апреля 2013 года отменить в части момента назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначение пенсии с "дата" противоречит положениям ст.19 Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.01 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Горновесова И.А. "дата" обратилась в УПФ РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.
Согласно принятому ответчиком решению N ... от "дата", истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.01 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием 25 лет требуемого стажа педагогической деятельности.
Как усматривается из текста указанного решения стаж педагогической деятельности, на дату подачи Горновесовой И.А. заявления - "дата" - составил 22 года 11 месяцев 03 дня.
В стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости, не учтены, в частности, периоды работы с "дата" по "дата" - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3-летнего возраста, с "дата" по "дата" - период временной нетрудоспособности, с "дата" по "дата" - нахождение в очередном отпуске.
Суд, разрешая настоящий спор, пришел к выводу, что названные периоды работы подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с чем удовлетворил заявленные истцом требования.
В указанной части решение суда не оспаривается.
Рассматривая вопрос об обязании ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пенсию Горновесовой И.А. надлежит назначить - с "дата", с даты вынесения решения суда.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в виду следующего.
В статье 19 Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.01 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости) (п. 1).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. К указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии (п. 2).
В случае если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 3).
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном Постановлением Президиума от 27.09.2006, указано, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Таким образом, истица не может быть лишена права на назначение пенсии ранее вынесения решения по делу в связи с наличием обстоятельств, непосредственно он нее не зависящих и установленных в ходе судебного разбирательства. При этом следует отметить, что разъяснений в порядке п.3 ст.19 ФЗ "О трудовых пенсиях" пенсионный орган в адрес истицы не направлял. Напротив, приняв представленные ею документы, счел их достаточными для принятия соответствующего решения.
Из представленных в материалы дела доказательств, усматривается, что истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости "дата" г, представила все имеющиеся у нее документы, аналогичные документы были представлены и в суд, на основе этих документов суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, следовательно, указанная дата - "дата" - является днем возникновения права истца на пенсию.
С учетом данных обстоятельств, судебная коллегия полагает решение суда в части даты назначения пенсии подлежащим изменению, возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт -Петербурга обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.01 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с даты обращения истца в УПФ РФ по Адмиралтейскому району Санкт -Петербурга, а именно с "дата" года.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт -Петербурга от 02 апреля 2013 года изменить в части даты назначения пенсии, указав дату назначения пенсии с "дата".
В остальной части решение Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 02 апреля 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.