Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Нюхтилиной А.В.
судей
Вологдиной Т.И., Рогачева И.А.
при секретаре
Арешиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 сентября 2013 года гражданское дело N 2-2345/2013 по апелляционной жалобе Григоренко Г.Н. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2013 года по исковому заявлению Григоренко Г. Н. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга о перерасчете размера пенсии, взыскании образовавшейся задолженности и убытков.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения Григоренко Г.Н., представителя Военного комиссариата "адрес" - Аристарховой И.В. (доверенность N ... ), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2013 года Григоренко Г.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга о перерасчете размера пенсии, взыскании образовавшейся задолженности и убытков.
В апелляционной жалобе Григоренко Г.Н. просит отменить решение суда, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, что Григоренко Г.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о восстановлении права на выплату пенсии, взыскании задолженности по недоначисленной пенсии, убытков. В обоснование заявленных требований истец указал, что является пенсионером МО СССР, 03.10.1991 был уволен в запас, с 03.10.1991 ему на условиях, установленных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... " N 4468-1 от 12.02.1993, была назначена выплата пенсии; с 01.01.2012 размер пенсии, получаемой истцом, вместо перерасчета был пересмотрен, в связи с чем, ее размер в процентном соотношении к окладу по воинской должности стал меньше получаемого ранее. Как следует из ответа Военного комиссариата Санкт-Петербурга, был снижен размер денежного довольствия для исчисления пенсии со 100% до 54%, также изменился размер надбавки за выслугу лет, который до пересмотра пенсии составлял 55%. Указывая на то, что пенсия, получаемая истцом, была ему назначена до 01.01.2012, в связи с чем, она не подлежала пересмотру в порядке, установленном Законом РФ N 4468-1, о чем говорится в п. 8 ст. 12 ФЗ РФ от 08.11.2011 N 309-ФЗ, истец просил восстановить с 01.01.2012 его право на получение пенсии по выслуге лет, исходя из 100% денежного довольствия по должности и воинскому званию на момент увольнения с военной службы и взыскать с ответчика недоплаченную часть пенсии за период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года в общей сумме 231 595 руб. 18 коп.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Григоренко Г.Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, приказом Министра обороны СССР от 03.10.1991 Григоренко Г.Н. был уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (п.п. "б" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Выслуга лет в календарном исчислении составила - 21 год, в льготном - 24года.
С 03.10.1991 Григоренко Г.Н. назначена пенсия за выслугу 27 лет., рассчитываемая из 100 % оклада по должности - 4 217 руб., оклада по воинскому званию в размере 2 833 руб. 00 коп., 55 % надбавка за выслугу лет - 3 877 руб. 50 коп., а всего к выплате 6 775,05 руб. плюс ежемесячная доплата в размере 1000 руб.
Разрешая спор по существу и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав положения ФЗ РФ N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ФЗ РФ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Правительства РФ N 60 от 31.01.2012, пришел к выводу о том, что исчисление размера пенсий с применением положений ФЗ РФ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в части размеров составляющих денежное довольствие военнослужащих без учета изменений самого порядка исчисления размера пенсий, о котором заявляется истцом, законодательством не предусмотрено.
Указанная позиция суда первой инстанции является правильной по следующим основаниям.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009 в числе приоритетных задач экономического и социального развития государства отмечалась необходимость принятия до 2012 года специального законодательного акта о денежном довольствии военнослужащих, позволяющего создать основы для принципиально новой системы оплаты воинского труда и материального стимулирования, тем самым существенно повысить уровень жизни военнослужащих.
Во исполнение решения Президента РФ о необходимости существенного повышения денежного довольствия военнослужащих с 2012 года осуществлена реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
В рамках указанной реформы ФЗ РФ N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (ст. 2) внесены изменения в содержание Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Указанные изменения коснулись, в частности, положений ст. 43 вышеназванного Закона, не претерпевавшей ранее существенных изменений, предусматривающей в ранее действовавшей редакции, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно ФЗ РФ N 309-ФЗ от 08.11.2011 ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 дополнена частью второй, следующего содержания: Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Таким образом, реформа коснулась порядка исчисления размера пенсионного обеспечения в процентном соотношении к составляющим денежного довольствия.
Помимо этого, были изменены и размеры окладов по воинским должностям.
Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (должностные оклады), и единые размеры окладов по воинским званиям на основании ч. ч. 4, 5 ст. 2 ФЗ РФ "О денежном довольствии военнослужащих" устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данным Законом Правительство РФ издало Постановление от 05.12.2011 N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", которым установило размеры окладов по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту; размеры окладов по типовым воинским должностям в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту; размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, увеличив размер типовых окладов по сравнению с существовавшими ранее.
Пункт 3 указанного Постановления Правительства РФ предписывает применять оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям, установленные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Кроме того, в рамках реформирования системы денежного довольствия военнослужащих в соответствии с ч. 13 ст. 2 ФЗ РФ от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах:
- 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;
- 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;
- 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;
- 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;
- 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;
- 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Таким образом, положения ФЗ РФ N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ФЗ РФ от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Закона РФ N 4468-1 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" возможно рассматривать и применять к спорным правоотношениям лишь в их нормативном единстве, как составные части реформы денежного довольствия военнослужащих.
Правила исчисления пенсий, применяемые с 01.01.2012 в соответствии с п.п. "б" п. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ФЗ РФ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий.
Правила определения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, равно как и изменение размеров надбавки за выслугу лет, входящей в состав такого довольствия, как неоднократно указывалось в Определениях Конституционного Суда РФ (N 1550-О от 24.09.2012, N 1435-О от 17.07.2012, N 1433-О от 17.07.2012, N 868-О от 29.05.2012) не предполагают снижение пенсий, назначенных лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей, поскольку сохранение достигнутого к 01.01.2012 уровня их пенсионного обеспечения гарантируется частью 1 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Данная норма, в частности, закрепляет, что в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий в связи с вступлением в силу указанного Закона и Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ за ними сохраняются размеры пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Разрешая спор, суд признал установленным, что до 01 января 2012г. размер пенсии истца составлял 6 775 руб.05 копеек + ежемесячная доплата в размере 1 000 рублей, с применением нового механизма размер пенсии увеличился до 15 015 руб.78 коп. с 01.01.2012 года, а с 01.01 2013 года до 15 571 руб.92 коп., что свидетельствует о том, что пенсионное обеспечение истца улучшилось.
С учетом изложенного, у судебной коллегии не имеется оснований для вывода о неправильном применении судом норм материального права при разрешении настоящего спора.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы истца о снижении уровня его пенсионного обеспечения, поскольку уровень пенсионного обеспечения истца и сам размер выплачиваемой истцу пенсии вырос.
Поскольку вышеуказанные законодательные акты в их взаимосвязи и единстве составляют правовую основу проводимой государством реформы денежного довольствия военнослужащих, применение их к спорным правоотношениям в той части, на которой настаивает истец, т.е. в отрыве друг от друга, невозможно.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст.67 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.