Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Селезнёвой Е.Н.
Стаховой Т.М.
при секретаре
Кулёминой Г.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Тяпкина В.А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по заявлению Тяпкина В.А. об оспаривании решения Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., пояснения представителя заявителя - Черного А.Э. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Тяпкин В.А. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил признать незаконным решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации от "дата" N ... об отказе в предоставлении жилого помещения - квартиры "адрес"
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Тяпкин В.А. просил возложить на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения по указанному выше адресу с учетом компенсации заявителем затрат федерального бюджета на строительство квартиры в сумме " ... " в соответствии с пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В обоснование поданного в суд заявления Тяпкин В.А. ссылался на то обстоятельство, что является лицом, уволенным с военной службы, его выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составляет " ... ", уволен с военной службы "дата" по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с организационно-штатными мероприятиями, при увольнении с военной службы жилым помещением по основаниям, предусмотренным статьёй 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не обеспечивался.
По мнению Тяпкина В.А., довод представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о невозможности предоставления заявителю выделенной ему квартиры вследствие отказа членов его семьи освободить ранее предоставленное на период прохождения военной службы жилое помещение - отдельную трёхкомнатную "адрес", является неправильным, поскольку размер доли общей площади данного жилого помещения, приходящейся на заявителя, составляет " ... " кв.м. - менее учётной нормы, в связи с чем, и в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации, закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 он является нуждающимся в улучшении жилищных условий и подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с пунктами 13, 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявления Тяпкину В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Тяпкин В.А. просит отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение судом норм материального права.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён посредством факсимильной связи - в соответствии с требованиями части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации.
Согласно статьям 257 (ч.2), 327 (ч.1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя заявителя, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
Приказом командира Ленинградской военно-морской базы от "дата" N ... Тяпкин В.А. досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Закона Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) Приказом командира войсковой части " ... " от "дата" Тяпкин В.А. исключён из списков личного состава части с направлением на учёт в военный комиссариат г. Выборга Ленинградской области (л.д.17, 18).
Из приказа командира войсковой части N ... от "дата", видно, что общая продолжительность военной службы Тяпкина В.А. в календарном исчислении на момент увольнения составляла " ... ".
В период прохождения военной службы Тяпкину В.А. на состав семьи из пяти человек (сам Тяпкин В.А., супруга Тяпкина А.В., дочь Тяпкина И.В., дочь Тяпкина А.В., сын Тяпкин А.В.) решением Пригородной КЭЧ Министерства обороны Российской Федерации выдан ордер N ... от "дата" на вселение в отдельную трехкомнатную "адрес" (л.д. 13).
"дата" Тяпкин В.А. обратился к начальнику ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил в соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставить ему жилое помещение в г. Санкт-Петербург общей площадью " ... " с учетом сохранения за ним права пользования " ... " кв.м. в "адрес" и компенсацией затрат федеральному бюджету.
"дата" Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Тяпкину В.А. оформлено извещение N ... , которым заявителю распределена двухкомнатная квартира общей площадью " ... " кв.м. по адресу: "адрес", с учетом имеющейся в собственности Тяпкина В.А. " ... " кв.м. В этом же извещении Тяпкину В.А., в связи с превышением общей площади распределённого жилого помещения над нормой предоставления, установленной статьёй 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на " ... " кв.м., предложено компенсировать затраты федерального бюджета за счет собственных средств в размере " ... " в соответствии с пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (л.д. 10).
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N ... от "дата" Тяпкину В.А. отказано в предоставлении распределённого жилого помещения, с указанием на то, что обеспечение Тяпкина В.А. жилым помещением по договору социального найма органами военного управления возможно только в случае предоставления документов, свидетельствующих о сдаче и полном освобождении ранее предоставленного ему жилого помещения - "адрес" "адрес" (л.д. 11-12).
Разрешая вопрос об обоснованности поданного Тяпкиным В.А. заявления суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что со стороны ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не допущено нарушений действующего законодательства, определяющего основания и порядок обеспечения граждан, уволенных с военной службы жилыми помещениями.
Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции действовавшей на момент увольнения заявителя с военной службы), военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляла 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могли быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечивались жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространялся и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Аналогичное правило - об однократном предоставлении жилого помещения названной выше категории граждан федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, содержалось в пункте 15 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, действовавшей на момент увольнения Тяпкина В.А. с военной службы.
В ходе судебного разбирательства по делу со стороны заявителя не оспаривалась правильность доводов заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО Российской Федерации, изложенных в решении от "дата" N ... , о том, что члены семьи заявителя, проживающие в отдельной трёхкомнатной "адрес", отказываются освобождать данное жилое помещение.
"адрес" предоставлена Тяпкину В.А. на семью из пяти человек на основании служебного ордера, выданного "дата" Левобережной КЭЧ "адрес" (материалы учётного дела Тяпкина В.А.).
Согласно справке о регистрации, выданной ОНП ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" "адрес" принадлежит муниципальному фонду муниципального образования "Полянское сельское поселение".
Данных, свидетельствующих о том, что "адрес" распоряжением органа исполнительной власти отнесена к числу служебных материалы учётного дела Тяпкина В.А. не содержат. Договор найма служебного жилого помещения между Тяпкиным В.А. и органами военного управления не заключался.
Тем не менее, отсутствие доказательств отнесения указанной квартиры к служебным жилым помещениям, не опровергает правильности выводов суда первой инстанции о необоснованности притязаний Тяпкина В.А. на повторное обеспечение жилым помещением органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации.
Действовавшим до введения в действие Федерального закона Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Законом Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-I "О статусе военнослужащих" для всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, было установлено правило, в соответствии с которым, им на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков предоставлялись жилые помещения на общих основаниях (абзац третий пункта 1 статьи 15 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-I), т.е. по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счёт государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых указанные лица проходили военную службу. При этом, согласно пункту 10 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-I "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляла 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имели право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
Посёлок "адрес" не отнесён Правительством Российской Федерации к числу закрытых военных городков.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно правовой позиции выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 14.05.2013 N 694-О, разный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений в период прохождения военной службы предопределяет и основания для установления различий в обеспечении их жилыми помещениями при увольнении с военной службы как по месту ее прохождения, так и при перемене места жительства. Так, в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заключённому до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающих с ними членов их семей сохранена ранее существовавшая гарантия в виде возможности предоставления им жилых помещений на общих основаниях при продолжении военной службы свыше пяти лет (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 22 января 1993 года N 4338-I "О статусе военнослужащих"), в том числе по договору социального найма.
В этом же Определении Конституционным Судом Российской Федерации указано, что поскольку в силу статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 февраля 2013 года N 16-ФЗ) право на бесплатную приватизацию жилых помещений, находящихся в пользовании граждан на условиях социального найма, продлевается до 1 марта 2015 года и, соответственно, сохраняется возможность получения военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, жилых помещений в собственность в порядке приватизации.
Как видно из послужного списка, первый контракт о прохождении военной службы Тяпкиным В.А. заключён "дата" на пять лет.
Таким образом, с учётом приведённых выше норм права Тяпкин В.А. не лишён возможности участвовать в приватизации предоставленного ему в период военной службы жилого помещения, а нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учётной нормы, не влечёт за собой обязанности органов военного управления повторно обеспечить его жилым помещением.
Кроме того, согласно справке о регистрации, выданной ОНП ОАО "Управляющая компания по ЖКХ", до вселения и регистрации Т. "дата" года рождения (внучки Тяпкина В.А.) в "адрес" по адресу данного жилого помещения было зарегистрировано и проживало семь человек - сам Тяпкин В.А., Щербакова А.В. (бывшая супруга), Клименкова И.В. (дочь), Тяпкина А.В. (дочь) Тяпкин А.В. (сын), Клименков В.А. (внук), Щербаков В.А. (сын бывшей супруги), что с учётом общей площади данного жилого помещения (71,60 кв.м.), указывало на жилищную обеспеченность каждого из проживающих более учётной нормы (9 кв.м. общей площади).
Следовательно, нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла у заявителя после увольнения его с военной службы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Тяпкина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.