Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Нюхтилиной А.В.
судей
Рогачева И.А., Савина В.В.
при секретаре
Арешиной Н.М.
рассмотрела в судебном заседании 03 октября 2013 года дело N 2-1910/13 по апелляционной жалобе Д.Г.С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2013 года по заявлению Д.Г.С. о ликвидации Межрегионального благотворительного общественного фонда содействия ветеранам и служащим силовых структур и ведомств.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителя заявителя Д.Г.С. - С. (доверенность N ... ), представителя заинтересованного лица Межрегионального благотворительного общественного фонда содействия ветеранам и служащим силовых структур и ведомств - С.А. (доверенность N ... ), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Д.Г.С. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением о ликвидации Межрегионального благотворительного общественного фонда содействия ветеранам и служащим силовых структур и ведомств.
В обоснование требований указал, что является исполнительным директором Фонда, Фонд фактически прекратил свою уставную деятельность, и денежных средств, находящихся на расчетном счете Фонда, недостаточно для реализации благотворительных программ и поэтому Фонд не может осуществлять поставленные перед ним задачи, указанные в Уставе.
В заявлении Д.Г.С. также указал, что его правовой интерес в ликвидации Фонда вызван тем, что ему не представляется возможным исполнять возложенные на него по уставу должностные обязанности в связи с недостаточностью денежных средств, необходимых для реализации благотворительных программ и оплаты труда штатных работников, в том числе и самого исполнительного директора Фонда, и невозможностью подготовки и подачи отчетов в соответствующие государственные органы, что может повлечь применение санкций со стороны государственных органов. Поскольку он, как исполнительный директор, обладает необходимой информацией о состоянии дел в Фонде, то он вправе путем подачи заявления в суд о ликвидации Фонда предотвратить нарушения Фондом законодательства РФ и возникновение оснований для привлечения Фонда и исполнительного директора к ответственности.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда от 27 июня 2013 года отменить, считая его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Межрегиональный благотворительный общественный фонд содействия ветеранам и служащим силовых структур и ведомств был создан в соответствии с Конституцией РФ, Законами РФ "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Гражданским кодексом РФ и другим законодательством, действующим на территории РФ, и Уставом данного юридического лица.
Указанный фонд был зарегистрирован в качестве юридического лица Управлением юстиции Санкт-Петербурга Министерства юстиции РФ 08.04.1997 г., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации общественного объединения. Адресом (местом нахождения) предприятия значится "адрес" в Санкт-Петербурге.
Цели и задачи Фонда указаны в разделе 2 Устава, которые сводятся к социальной поддержке, реабилитации и адаптации ветеранов и служащих силовых структур и ведомств РФ.
Разделом VII Устава Фонда к исключительной компетенции Общего собрания учредителей Фонда относится возможность внесения изменений (дополнений) в Устав.
Согласно ст. 9.3 Устава решение о ликвидации направляется в орган, зарегистрировавший Фонд, для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Устав, а также изменения и дополнения к нему вступают в силу после государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
В силу ст. 5.5 Устава Фонда указано, что исполнительный директор осуществляет руководство текущей деятельностью Фонда. Он подотчетен Общему собранию учредителей Фонда, он назначается сроком на один год и освобождается от исполнения своих обязанностей решением Общего собрания учредителей Фонда.
Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.Согласно п.2 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в п.2 ст. 119 ГК РФ.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 26 и ч.6 ст. 44 Закона РФ "Об общественных объединениях", заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации, общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом или его территориальным органом.
Исходя из вышеуказанных положений закона порядок ликвидации общественных фондов имеет особенности; решение о ликвидации фонда может принять только суд, а с заявлением в суд о его ликвидации вправе обратиться не только прокурор и уполномоченный орган или его территориальный орган, но и иные заинтересованные лица.
В письме от 05.02.1998г. N109-4\общ Верховный Суд Российской Федерации сообщил? что в ГК РФ и в других федеральных законах, касающихся общественных фондов, не установлен перечень заинтересованных лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда. Не предусмотрено каких-либо специальных ограничительных критериев для определения круга заинтересованных лиц, правомочных обращаться в суд с таким заявлением. Следовательно, всякое лицо, имеющее правовой интерес в ликвидации общественного фонда, может быть отнесено к числу заинтересованных лиц, которые вправе подать в суд заявление о его ликвидации. Такими лицами могут считаться граждане и (или) юридические лица, учредившие фонд и передавшие в его собственность свое имущество путем добровольных взносов. В определенных случаях созданный в соответствии с уставом общественного фонда его орган может иметь основание для подачи заявления в суд о ликвидации фонда. Орган фонда действует от имени фонда и поэтому представляется, что нельзя исключить возможности подачи заявления о ликвидации фонда от имени самого фонда.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании объяснений сторон, тщательного анализа представленных доказательств, пришел к выводу о том, что исполнительный директор Д.Г.С. не вправе ставить вопрос в суде от своего имени о ликвидации Фонда, т.к. он не отнесен к числу заинтересованных лиц, которые вправе решить данный вопрос. При этом суд исходил из того, что в Уставе Фонда прямо определен круг лиц, которые вправе вносить изменения в устав фонда и ставить вопрос о его ликвидации, однако к числу этих лиц исполнительный директор, который является лишь наемным штатным работником, осуществляющим руководство текущей деятельностью Фонда, не относится. В случае отсутствия финансов Фонда для оплаты его работы Д.Г.С. вправе обратиться с заявлением об оплате его труда либо с заявлением о его увольнении, но другого правового интереса при ликвидации Фонда он иметь не может, поскольку его права и обязанности как руководителя Фонда, обеспечивающего выполнение решений Совета Общего собрания учредителей Фонда не тождественны правам и обязанностям данного юридического лица.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на то, что из содержания представленного заявителем протокола б/н от 11.01.2013 г. следует, что по решению общего собрания учредителей Фонда принято решение о его ликвидации, что также является подтверждением отсутствия у заявителя Д.Г.С. полномочий на предъявление в суд от своего имени указанного требования.
Ошибочная ссылка суда первой инстанции на п.2 ст.65 ГК РФ, который утратил силу - Федеральный закон от 03.01.2006 N 6-ФЗ, не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения, поскольку отказ в удовлетворении исковых требований основан на положениях ст.119 ГК РФ, ст.18 ФЗ "О некоммерческих организациях".
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями норм процессуального права, в связи с чем иные доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.