Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Вашкиной Л.И. и Мелешко Н.В.
при секретаре
Шаповаловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1788/13 по апелляционной жалобе Катышева Д.В. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2013 года по иску Катышева Д.В. к Министерству обороны Российской Федерации и Военному комиссариату Санкт-Петербурга о перерасчете пенсии и выплате суммы образовавшейся задолженности с учетом ее индексации.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения Катышева Д.В., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации и Военного комиссариата Санкт-Петербурга Аристарховой И.В., возражавшей против удовлетворения жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Катышев Д.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ и Военному комиссариату Санкт-Петербурга о перерасчете пенсии и выплате суммы образовавшейся задолженности с учетом ее индексации, в котором просил признать незаконным отказ Военного комиссариата в перерасчете пенсии с "дата", начисляемой исходя из процентной ставки за выслугу лет " ... " оклада денежного содержания, обязать ответчика восстановить его нарушенные права на надлежащее социальное обеспечение путем начисления и выплаты пенсии с "дата" с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере " ... " от оклада денежного содержания и взыскать с Министерства обороны РФ и Военного комиссариата Санкт-Петербурга недополученную пенсию за период с "дата" в размере " ... ".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Катышев Д.В. настаивает на отмене решения суда, ссылаясь на неприменение судом первой инстанции положений пункта 2 статьи 49 Закона РФ от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также части 6 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований Катышев Д.В. указал, что с "дата" является пенсионером Министерства обороны РФ, имеет выслугу в календарном исчислении " ... ".
Истец пояснил, что с "дата" выплата получаемой им пенсии производится ответчиком с учетом увеличения размера оклада по воинскому званию, однако ответчиком при исчислении размера пенсии неверно произведен расчет ее составляющих, поскольку при пересмотре размера пенсии с указанного периода времени ответчиком при исчислении размера пенсии неверно применена надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере " ... ".
Катышев Д.В. также указал, что пенсия ему до "дата" начислялась исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки на сумму этих окладов в размере " ... ".
Истец полагает действия ответчика по снижению процентной надбавки до " ... " незаконными, поскольку его должностной оклад устанавливался в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он увольнялся из органов военной прокуратуры, в связи с чем, исчисляемая ему процентная надбавка за выслугу лет в размере " ... " к окладу денежного содержания до "дата" года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат" и с "дата" года согласно этому же Закону должна была остаться без изменений.
При проверке обоснованности доводов истца судом установлено, что истец уволен в запас с должности военного прокурора отдела (участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах) военной прокуратуры Ленинградского военного округа и с "дата" является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, выслуга лет в календарном исчислении составляет " ... ".
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, порядок назначения пенсии и ее выплаты, регламентированы нормами Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии со статьей 43 которого (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ), пенсии, назначаемые лицам, военнослужащим, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.
Для исчисления пенсии указанной категории лиц в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с "дата" в размере " ... " процентов и, начиная с "дата", ежегодно увеличивается на " ... " процента до достижения 100 процентов его размера.
С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (часть 2 статьи 43).
В соответствии с положениями статьи 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ), определяющей порядок пересмотра пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 01 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", пенсии военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Подпунктом "б" пункта 9 данного Постановления, в денежное довольствие военнослужащих, учитываемое при исчислении пенсий, включен оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Статьей 2 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившего в силу с 01 января 2012 года, закреплено, что денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно пункту 13 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона, ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 30% - при выслуге от 20 до 25 лет; 40% - при выслуге 25 лет и более.
Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, указанной в части 13 статьи 2 вышеуказанного Закона определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 года N 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" утверждены Правила определяющие порядок исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту ежемесячной надбавки за выслугу лет установленной частью 13 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ.
Подпунктами "а" и "б" пункта 2 данных Правил предусмотрено, что периоды военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, Вооруженных Силах Союза ССР, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации засчитываются военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки в календарном исчислении.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшим до принятия Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ до 01.01.2012 года, устанавливалось, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" были утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Согласно данным Правилам военнослужащим, ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания, являющимся частью денежного довольствия при выслуге: от 20 до 22 лет - 55%; от 22 до 25 лет - 65%, от 25 лет и более - 70%.
При этом в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет периоды военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, Вооруженных Силах Союза ССР также засчитываются в календарном порядке.
Из вышеприведенных норм следует, что исчисление выслуги лет для назначения пенсий и для определения размера процентной надбавки за выслугу лет производится в различном порядке.
Ежемесячная надбавка за выслугу лет установлена не к денежному довольствию военнослужащего, а к окладу денежного содержания, являющегося составной частью денежного довольствия.Судом обоснованно отмечено, что данные понятия не являются тождественными.
Согласно подпункту "а" части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1, лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, пенсия за выслугу лет устанавливается - имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50% соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.
Таким образом, пенсия истца до "дата" с учетом выслуги лет была назначена и выплачивалась в размере " ... " суммы денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1.
При определении размера процентной надбавки за выслугу лет денежного содержания, состоящего из окладов по воинской должности и воинского звания, ответчиком в соответствии с требованиями законодательства период службы учтен в календарном порядке " ... " и надбавка назначена до "дата" в размере " ... " денежного содержания, с "дата" в размере " ... " денежного содержания.
При разрешении спора суд правомерно не принял во внимание доводы истцовой стороны о том, что применение ответчиком при исчислении с "дата" выплачиваемой надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере " ... ", то есть в размере, установленном пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" произведено без учета положений частей 6 и 8 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и по существу привело к снижению уровня пенсионного обеспечения, поскольку с 01 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" законодателем изменен порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим.
Так, в соответствии с положениями 8 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", размеры пенсий, назначенных гражданам до 01 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 01 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 12 вышеназванного Федерального закона, при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
В силу части 6 той же статьи, положения части 2 статьи 43 и пункта "б" части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции настоящего Федерального закона) и частей 8-11 настоящей статьи не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Между тем, в целях соблюдения мер социальной защиты лицам, получающим пенсии до 01 января 2012 года из числа граждан, уволенных с должностей судей Военной коллегии, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Министерства обороны Российской Федерации на местном уровне принято решение (06 декабря 2011 года N 182/3/1/1085) при пересмотре размеров пенсий указанным категориям лиц в новых размерах устанавливать только оклад по воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет, при этом понижающий коэффициент 54% к полученному денежному довольствию для исчисления пенсии не применяется.
Из представленных в материалы дела расчетов размера пенсии Катышева Д.В. следует, что с "дата" до "дата" размер выплачиваемой истцу пенсии составлял " ... ", из которых:
оклад по воинскому званию - " ... ";
оклад по воинской должности - " ... ";
процентная надбавка за выслугу лет " ... " - " ... ", что при сложении составляет " ... " х " ... " (размер денежного довольствия исходя из выслуги " ... ") = " ... " + " ... " (ежемесячная доплата к пенсии) = " ... "
С "дата" в связи с установлением новых размеров окладов по воинскому званию, входящих в состав денежного довольствия военнослужащего, размер пенсии истца составляет " ... ", из которых:
оклад по воинскому званию - " ... ";
оклад по воинской должности - " ... ";
процентная надбавка за выслугу лет " ... " - " ... ", что при сложении составляет " ... " х " ... " (размер денежного довольствия исходя из выслуги " ... ") = " ... ".
Таким образом, как установлено судом, размер выплачиваемой истцу пенсии с 01 января 2012 года с учетом ее пересмотра, применительно к ее размеру, выплачиваемому до указанной даты, увеличен, что повлекло улучшение пенсионного обеспечения истца, и не противоречит нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Поскольку судом не было установлено нарушений прав истца на получение гарантированного государством социального обеспечения в размере установленном законом, является обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что рассмотрение в совокупности требований частей 4, 6, 8 и 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ и статьи 49 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года, позволяет сделать вывод об отсутствии оснований для снижения ему размере надбавки за выслугу лет до 40%, не может повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Действительно, согласно части 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ... " часть 2 статьи 43 и пункт "б" части 1 статьи 49 Федерального закона N 306-ФЗ "О статусе военнослужащих", части 8-11 настоящего Закона не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Из указанной нормы Закона следует, что пересмотр размеров пенсий категорий граждан, должностные оклады которых устанавливаются специальными законами, в связи с принятием Федерального закона N 306-ФЗ и Федерального закона N 309-ФЗ с 1 января 2012 года не производится, в отличие от иных категорий военных пенсионеров, пенсии которых согласно частям 8, 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ должны быть пересмотрены из новых размеров окладов по воинским должностям, должностных окладов и процентной надбавки за выслугу лет, установленной Федеральным законом N 306-ФЗ. Не соответствующей Конституции Российской Федерации норма части 6, статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ не признана.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, получили свою оценку в решении суда первой инстанции и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.