Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Нюхтилиной А.В., Рогачева И.А.
при секретаре
Соболева Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2013 года гражданское дело 2-2026/2013 по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июля 2013 года по исковому заявлению Д.М.Д. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга об обязании включить периоды службы в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости и назначении трудовой пенсии,
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., выслушав доводы представителя ответчика УПФ РФ - Перекрест К.А., поддержавшей апелляционную жалобу, доводы истца Д.М.Д.., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга к УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга с иском, в котором просил включить период прохождения военной службы с 28 июля 1982 года по 04 октября 1989 года в УВД г. Сургута в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и назначить трудовую пенсию. В обоснование иска указал, что период работы в УВД г. Сургута продолжительностью 7 лет 2 месяца 6 дней решением УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга не включен в специальный северный стаж, поскольку в трудовой книжке и справке о работе использован термин "служил", а не "работал", что противоречит действующему законодательству.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июля 2013 года исковые требования Д.М.Д. удовлетворены частично.
Период службы Д.М.Д. с 28 июля 1982 года по 04 октября 1989 года суд включил в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе УПФ РФ в Василеостровском районе просит постановленное судом решение отменить в части удовлетворенного требования и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Д.М.Д. в полном объеме. В качестве доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права и период службы включается в страховой стаж, но не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного заседания, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно представленной справке от 03.08.2012 года N 22-12/52-11 Д.М.Д. 28.06.1982 года по 04.10.1989 год проходил службу в УВД Сургутских горрайисполкомов на территории расположенной в г.Сургут Ханты-Мансийского АО-Югры Тюменской области, в местности приравненной к районам Крайнего Севера.
Обосновывая заявленные требования истец, кроме норм закона N 173-ФЗ, регулирующего пенсионное обеспечение, сослался на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", п.10 которого разъясняет о включении в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, периоды, указанные в ст.11 Федерального закона N 173-ФЗ - период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении требования о включении в специальный стаж заявленный истцом период службы, руководствовался указанными истцом нормами права и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ. Однако, суд не учел, что период службы, в соответствии с нормами действующего законодательства, подлежит включению в страховой, а не специальный стаж, который дает право на назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 173-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Решением УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 09.01.2013 года N 27/539 Д.М.Д. по его обращению отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п.1 ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. В данном решении указано, что право на пенсию по представленным документам в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 указанного Закона возникает при достижении заявителем возраста 57 лет - с 22.07.2014 года.
Также, согласно протоколу от 28.12.12 года N 1072-27/539 комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга сочла возможным учесть в страховой стаж период службы истца в органах внутренних дел по данным трудовой книжки с 28.07.1982 года по 04.10.1989 год.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
При определении права на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие с 01.01.2002 года, учитывается страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 года N 19-О-О решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О и от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О).
Учитывая изложенное, решение суда в части включения периода службы с 28 июля 2982 года по 04 октября 1989 года в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июля 2013 года в части удовлетворения требований Д.М.Д. о включении периода службы с 28 июля 2982 года по 04 октября 1989 года в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ - отменить.
В удовлетворении данных требований - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.