Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Корсаковой Ю.М.
судей
Бутковой Н.А.,
Кордюковой Г.Л.,
при секретаре
Пензеник М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2013 года апелляционную жалобу К. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2013 года по делу N 2-530/2013 по иску К. к Военному комиссариату города Санкт-Петербург о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М., объяснения К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Военного комиссариата города Санкт-Петербург Е.., возражавшего против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербург, в котором указал, что "дата" ответчиком отказано в перерасчете пенсии в связи с отсутствием документа, подтверждающего его участие в боевых действиях, указанный отказ в перерасчете пенсии истец полагает незаконным, поскольку в период с "дата" по "дата" находился в служебной командировке в Эфиопии в качестве " ... ", о чем имеется запись в личном деле и справка 10-го Главного управления Генерального штаба ВС СССР N ... от "дата" и N ... от "дата", которые подтверждают его льготы.
Полагая свое права на пенсионное обеспечение нарушенными, первоначально истец просил суд обязать Военный комиссариат Санкт-Петербурга, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", признать К. ветераном боевых действий, обменять "Свидетельство о праве на льготы" на удостоверение нового образца "Ветеран боевых действий" в связи с негодностью Свидетельства и произвести перерасчет пенсии в соответствии с законодательством.
В последующем от исковых требований в части обязания Военного комиссариата Санкт- Петербурга, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", признать К. ветераном боевых действий и обменять "Свидетельство о праве на льготы" на удостоверение нового образца "Ветеран боевых действий" в связи с негодностью Свидетельства истец отказался, отказ был принят судом и определением от "дата" производство по делу в указанной части прекращено.
Таким образом, с учетом уточнений требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил суд обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербург произвести перерасчет его пенсии с "дата" в соответствии с законодательством, с учетом категории "Ветеран боевых действий".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2013 года К. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе К. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, постановленное с нарушением норм процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2013 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор между сторонами, не определив в установленном законом порядке совокупность обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора между сторонами, не установив с достоверностью юридически значимые факты, суд первой инстанции допустил существенные нарушения норм материального и процессуального права, что повлекло вынесение незаконного и необоснованного решения, которое подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается, что К. является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Санкт-Петербурга с "дата", что сторонами по делу подтверждается и не оспарено.
При обращении истца к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, К. было отказано по мотиву отсутствия правовых оснований для отнесения истца к категории ветерана боевых действий.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Федеральный закон "О ветеранах", как отмечено в его преамбуле, исходя из целей социального государства, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации, устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. При этом законодатель с учетом специфики конкретных правоотношений вправе определять условия, при которых граждане признаются ветеранами.
Реализуя свои полномочия в этой сфере, законодатель в п.п.1 п.1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определил круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, в число которых включены и граждане, принимавшие участие в боевых действиях не на территории Российской Федерации, при условии закрепления территории и периода ведения боевых действий в специальном перечне.
В разделе 3 Перечня, утвержденного в Приложении к названному Федеральному закону, указано, что боевые действия велись в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года и с мая 2000 года по декабрь 2000 года. На лиц, принимавших участия в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе 3, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а реализация мер их социальной поддержки, в силу ст. 28 названного Закона, осуществляется при предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Также в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" закреплено, что ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01 января 1992 года.
В силу указанного, в качестве надлежащего документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона от 12 января 1995 г., принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 (пункт 17 приложения N 3).
Из материалов дела следует, что "дата" К. было выдано свидетельство N ... на право пользования льготами, установленными постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 февраля 1983 года, которым было предусмотрено предоставление военнослужащим социальных льгот, в том числе в отношении пенсионного обеспечения.
На основании изложенного, свидетельство N ... , выданное истцу "дата", в соответствии с действующим законодательством подтверждает наличие обстоятельств отнесения истца к категории ветеранов боевых действий и является надлежащим документом, подтверждающим право на получение предусмотренных законодательством мер социальной поддержки для данной категории граждан.
Возражения ответчика относительно отсутствия у истца документов, подтверждающих основания выдачи свидетельства N ... , необоснованны, поскольку повторного установления данных обстоятельств при рассмотрении настоящего делу не требовалось, закон связывает реализацию прав ветерана боевых действий лишь с предъявлением соответствующего документа, в рассматриваемом случае свидетельства о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27.
В связи с указанным и ссылки суда первой инстанции на отсутствие в Центральном военно-морском архиве, архиве Ленинградской военно-морской базы сведений об участии К. в боевых действиях в Эфиопии и оснований выдачи ему за "дата" удостоверения о праве на льготы, являются несостоятельными, самостоятельного правового значения не имеют.
Законодательством действующим как в настоящем, так и ранее, основанием для предоставления повторно документов, подтверждающим отнесения лица к субъектам, установленным в п.п.1 п.1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", является утрата свидетельства о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27.
Судебная коллегия принимает во внимание, что обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности со стороны истца, введении органов власти в заблуждение при получении свидетельства N ... , не установлено, ответчиком не доказано, до настоящего времени уполномоченными на то органами решения о признании недействительным указанного свидетельства не принималось, соответствующего судебного решения также не имеется, на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии и ее перерасчете он не был лишен приобретенного в установленном порядке статуса лица, принимавшего участие в боевых действиях.
Согласно заключению комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа от "дата" истцу в заявлении о выдачи удостоверения ветерана боевых действий отказано, при этом указано, что свидетельство N ... , выданное истцу, в замене не нуждается, является действующим, в качестве причины отказа в выдаче удостоверения указан п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий".
По мнению судебной коллегии, указанное заключение также подтверждает легитимность свидетельства о льготах ветерана боевых действий, выданного истцу в "дата".
Поскольку истцом было предъявлено подлинное свидетельство, подписанное командиром войсковой части и удостоверено круглой печатью, ответчик не вправе был отказывать в перерасчете пенсии. При этом судебная коллегия учитывает, что подлинность названного свидетельства ответчиком не оспорена.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
В статье 45 указанного Закона приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий, к числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
В силу пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с указанным Законом, повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного Закона.
В соответствии с п. п. б ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
Согласно абз. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Как указано представителем ответчика в суде апелляционной инстанции свидетельство N ... предъявлялось истцом совместно с заявлением о назначении ему пенсии.
На основании изложенного, учитывая, что истец является ветераном боевых действий, обстоятельства для назначения ему пенсии с повышением на 32 процента расчетного размера пенсии существовали на день назначения истцу пенсии - "дата", однако сумма пенсии в повышенном размере не была получена истцом своевременно по вине органа, назначающего пенсию, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований и обязания Военного комиссариата города Санкт-Петербурга произвести К. перерасчет пенсии с "дата" согласно п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2013 года отменить, вынести новое решение.
Обязать Военный комиссариат города Санкт-Петербурга произвести К. перерасчет пенсии с "дата" согласно п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и выплатить образовавшуюся в результате перерасчета задолженность.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.