Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Селезнёвой Е.Н
Чуфистова И.В.
при секретаре
Кулёминой Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4469/2013 по апелляционной жалобе Баевой В.С. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2013 года, постановленного по заявлению Баевой В.С. о признании незаконными действия должностных лиц Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, администрации Московского района Санкт-Петербурга, прокуратуры Московского района Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заявителя и заинтересованного лица - Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Баева В.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия должностных лиц Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, администрации Московского района Санкт-Петербурга и прокуратуры Московского района Санкт-Петербурга по порядку и срокам рассмотрения заявления о предоставлении в аренду помещения государственного дачного фонда в Курортном районе Санкт-Петербурга. В обоснование требований указала на то обстоятельство, что 5 марта 2013 года обратилась в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении в аренду государственной дачи. В ответе от 29 марта 2013 года председателем Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга заявителю разъяснено, что решение вопроса о предоставлении в аренду дачного помещения отнесено к ведению комиссии по распределению дачного фонда, созданной при администрации района Санкт-Петербурга, и в связи с этим заявление передано на рассмотрение в администрацию Московского района Санкт-Петербурга. 5 апреля 2013 года администрация Московского района Санкт-Петербурга разъяснила Баевой В.С., что заявления о предоставлении в аренду дачных помещений подается в период с 1 февраля по 31 марта, в то время как ее заявление поступило в администрацию района из Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга лишь 2 апреля 2013 года.
Как полагает заявитель, в случае направления должностными лицами Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга ее заявления в администрацию района в течение 7 дней с даты регистрации, срок подачи заявления о предоставлении в аренду дачного помещении был бы не пропущен. Неправомерность действий администрации Московского района Санкт-Петербурга заключается в непринятии решения по существу требований Баевой В.С..
В связи с этим 25 апреля 2013 года Баева В.С. обратилась с жалобой в прокуратуру Московского района Санкт-Петербурга и просила принять меры прокурорского реагирования с целью восстановления ее прав. В нарушение действующего законодательства прокурорская проверка доводов жалобы не проведена и мер по защите прав заявителя не принято.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявитель просила суд признать незаконными действия должностных лиц всех вышеперечисленных государственных органов и обязать администрацию Московского района Санкт-Петербурга предоставить заявителю в аренду помещение государственного дачного фонда.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2013 года отказано в удовлетворении заявления Баевой В.С.
В апелляционной жалобе Баева В.С. просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального права, а также в виду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя просит требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга возражал против удовлетворения жалобы.
Представители заинтересованных лиц - администрации Московского района Санкт-Петербурга и прокуратуры Московского района Санкт-Петербурга о времени судебного разбирательства извещены, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили. Руководствуясь положениями ст.ст. 257 (ч.2), 327 (ч.1) ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Выслушав объяснения представителя заявителя и заинтересованного лица, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 28 апреля 2000 года N 170-14 "О государственном дачном обслуживании граждан льготных категорий" (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 5 апреля 2000 года) объекты государственного дачного фонда предоставляются гражданам льготных категорий на правах аренды по льготным ценам без права выкупа с возмещением расходов юридическому лицу, которому объекты Фонда принадлежат на праве хозяйственного ведения, в размере, ежегодно устанавливаемом Администрацией Санкт-Петербурга.
Порядок предоставления объектов Фонда гражданам льготных категорий определяется Администрацией Санкт-Петербурга.
Пунктом 1.6 Положения о предоставлении объектов государственного дачного фонда, принадлежащего Санкт-Петербургу на праве собственности, гражданам льготной категории, утвержденного Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 4 июня 2001 года N 281-ра (далее-Положение о предоставлении объектов государственного дачного фонда) установлено два дачных сезона: летний - с 15 мая по 15 октября; летне-зимний - с 15 мая по 31 марта.
Согласно п.2.1. Положения прием заявлений от граждан льготных категорий производится с 1 февраля по 31 марта по форме согласно приложению к настоящему Положению. Прием заявлений от Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и лиц, награжденных орденами Славы трех степеней, вдов Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и лиц, награжденных орденами Славы трех степеней, осуществляется Комитетом. Прием заявлений от граждан других льготных категорий, перечисленных в статье 6 Закона Санкт-Петербурга "О государственном дачном обслуживании граждан льготных категорий", производится администрациями районов Санкт-Петербурга.
Заявления граждан льготных категорий с 15 марта по 10 апреля рассматриваются комиссиями по предоставлению в аренду дачных помещений гражданам льготных категорий: при Комитете (далее - городская комиссия) и при администрациях районов Санкт-Петербурга (далее - районные комиссии) (п.2.2. Положения).
В соответствии с п. 2.4. Положения городская комиссия рассматривает заявления: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и лиц, награжденных орденами Славы трех степеней; вдов Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и лиц, награжденных орденами Славы трех степеней.
Городская комиссия рассматривает спорные вопросы, возникающие при рассмотрении заявлений граждан льготных категорий районными комиссиями.
Заявления других граждан льготных категорий рассматриваются районными комиссиями (п.2.5. Положения).
Частью 3 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в компетенцию Комитета по социальной политике населения Санкт-Петербурга входит разрешение вопросов, связанных с распоряжением помещениями государственного дачного фонда, то ч.3 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обязывающая в течение семи дней со дня регистрации заявления переадресовать (направить) обращение гражданина в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, не распространяется на правоотношения, возникшие между Комитетом по социальной политика Санкт-Петербурга и Баевой В.С ... В связи с этим, факт направления обращения Баевой В.С., поступившего в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга 5 марта 2013 года, в администрацию Московского района 29 марта 2013 года, и поступление такого заявления в администрацию района 2 апреля 2013 года, не влечет нарушение прав заявителя, т.к. необходимые действия произведены компетентным органах в пределах 30 дневного срока, установленного ч.1 ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Поскольку заявление Баевой В.С. впервые поступило в администрацию Московского района Санкт-Петербурга 2 апреля 2013 года, т.е. по истечение срока подачи заявлений, установленного п.2.1 Положения о предоставлении объектов государственного дачного фонда, и изготовлено не на бланке установленной формы, ответ об отсутствии оснований для его рассмотрения по причине несвоевременной подачи дан Баевой В.С. в течение срока, определенного ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", то вывод суда об отсутствии в действиях должностных лиц администрации района нарушений законодательства и прав заявителя, является правильным.
Ответ заместителя прокурора Московского района Санкт-Петербурга от 29 мая 2013 года на жалобу Баевой В.С. от 14 мая 2013 года дан в течение срока, предусмотренного п.5.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года N 45 для обращений граждан, не требующих дополнительного изучения и проверки. В письме содержатся ответы на все вопросы, поставленные заявителем. По своему содержанию ответы ясные и понятны, основаны на всесторонней и объективной оценки полномочий должностных лиц Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и администрации района, с учетом требований Положения о предоставлении объектов государственного дачного фонда и Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Анализ норм Закона "О прокуратуре Российской Федерации" свидетельствует о том, что принятие мер прокурорского реагирования - право, но не обязанностью прокурора. Более того, обязательным условием реализации прокурором такого права является не только установление самого факта нарушения закона, но и нарушение прав гражданина, как следствие факта нарушения закона.
Между тем, нарушений действующего законодательства и прав заявителя должностными лицами Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и администрации Московского района Санкт-Петербурга не допущено, следовательно, оснований для принятия мер прокурорского реагирования у прокурора не возникло.
Принимая во внимание, выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.