Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Бакуменко Т.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2013 года апелляционную жалобу Смирновой Н.Н., действующей в своих интересах и в интересах своего " ... " Смирнова А., на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2013 года по делу N 2-1952/13 по заявлению Смирновой Н.Н., действующей в своих интересах и в интересах " ... " Смирнова А., "дата" года рождения, о признании незаконным отказа администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о включении " ... " в учетное дело по предоставлению жилья в первоочередном порядке, обязании поставить " ... " семью на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке, обязании включить в годовой жилищный план.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения заявителя и ее представителя, представителя Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, представителя администрации Фрунзенского района, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнова Н.Н., действующая в своих интересах и в интересах " ... " Смирнова А., "дата" года рождения, обратилась в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании незаконным отказа администрации Фрунзенского района от 27 декабря 2012 года во включении " ... " в учетное дело по предоставлению жилья в первоочередном порядке, обязании администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга и Жилищного комитета Санкт-Петербурга поставить семью Смирновой Н.Н. на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке.
В обоснование заявленных требований Смирнова Н.Н. указывала, что " ... " со С., от " ... ", Смирнова А., "дата" года рождения, С.Н., "дата" года рождения, и С.З., "дата" года рождения. Как полагает Смирнова Н.Н., с учетом того, что семья является " ... " и имеет право на предоставление мер социальной поддержки, семья заявителя должна быть обеспечена жилой площадью в 2013 году.
Как указано в заявлении, после рождения " ... " С.З. заявитель обратилась в районную администрацию с заявлением о постановке на учет по предоставлению жилого помещения в первоочередном порядке как " ... " семье. Заявителю 27.12.2012 отказано во включении " ... " Смирнова А. в учетное дело, поскольку он из отдельной " ... " квартиры жилой площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес", был перерегистрирован в " ... " квартиру жилой площадью " ... " кв.м, в которой зарегистрированы " ... " человек, что привело к намеренному ухудшению жилищных условий.
По утверждению заявителя, отказ во включении " ... " в учетное дело и отказ в постановке " ... " на очередь в первоочередном порядке является незаконным.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции заявительница уточнила свои требования, просила признать незаконным отказ администрации Фрунзенского района N ЖО-109 от 27 декабря 2012 года во включении " ... " в учетное дело по предоставлению жилья в первоочередном порядке, обязать районную администрацию и Жилищный комитет Санкт-Петербурга поставить " ... " на учет на предоставление жилья в первоочередном порядке, включить " ... " в годовой жилищный план на 2013 год. Кроме того, Смирнова Н.Н. заявила ходатайство о взыскании с районной администрации судебных расходов в виде оплаты услуг адвоката в размере " ... " рублей.
Также в обоснование заявленных требований Смирнова Н.Н. указала на то, что фактически она реализовать свое право на предоставление жилого помещения в первоочередном порядке не может, несмотря на то, что " ... " 26 февраля 2013 года включен в учетное дело, учтена льгота " ... ", поскольку в распоряжении районной администрации N 310 от 26 февраля 2013 года указан номер очереди на 2013 год - N ... , на учете состоит " ... " человек. Таким образом, семья заявителя включена не в очередь на первоочередное предоставление жилого помещения, а в общую очередь, где, кроме семьи заявителя, состоит семья " ... " в составе П.Л.А., П.Н.В., П.Е.Н. и семья ее " ... " в составе С.С.А. и С.А.Ю., в связи с чем имеются основания полагать, что право семьи заявителя на включение в льготную очередь нарушается.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявительница просит отменить решение суда как неправильное и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Отклоняя требования заявления, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что в ходе рассмотрения дела судом администрация района приняла решение о включении " ... " Смирнова А.А., " ... " года рождения, в учетное дело заявителя и учла льготу "" ... "", однако оснований для предоставления Смирновой Н.Н. и ее " ... " жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на настоящий момент не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 28 постановления Пленума N 2 от 10.02.2009 разъяснил, что, исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что заявление об оспаривании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления не подлежит удовлетворению, если права заявителя не затронуты этим решением.
Как верно установил суд первой инстанции на основании материалов дела, Смирнова Н.Н. с "дата" зарегистрирована в " ... " квартире общей площадью " ... " кв.м, жилой площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес". Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы ее " ... " П.Л.А. с "дата", " ... " С.Л.А. с "дата", " ... " П.Н.В. с "дата", " ... " С.А.Ю. с "дата", " ... " П.Е.Н. с "дата", " ... " С.Н., "дата" года рождения, с "дата", " ... " С.З., "дата" года рождения, с "дата", " ... " Смирнов А.А., "дата" года рождения, с " ... ".
До "дата" " ... " заявителя Смирнов А.А., "дата" года рождения, был зарегистрирован по месту жительства своего " ... " С. и " ... " в отдельной " ... " квартире общей площадью " ... " кв.м, жилой площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес".
Заявитель, действуя в интересах " ... " Смирнова А., 20.12.2012 обратилась с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Районная администрация письмом от 27.12.2012 сообщила Смирновой Н.Н. о том, что ее заявление по вопросу включения " ... " Смирнова А., "дата" года рождения, в учетное дело рассмотрено на заседании жилищной комиссии 25.12.2012. Комиссией принято решение во включении " ... " в учетное дело отказать, так как отсутствуют основания: " ... " Смирнов А. из отдельной " ... " квартиры жилой площадью " ... " кв.м, где зарегистрированы его " ... ", перерегистрировался в отдельную " ... " квартиру жилой площадью " ... " кв.м, где, кроме него, зарегистрированы " ... " человек, в связи с чем произошло ухудшение жилищных условий.
В дальнейшем, как следует из выписки из протокола N 5 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Фрунзенского района от 19.02.2003, по ходатайству юридического отдела повторно рассмотрено заявление Смирновой Н.Н. по вопросу включения в учетное дело " ... " Смирнова А.А., "дата" года рождения, принято решение о включении " ... " Смирнова А.А. в учетное дело и о необходимости учесть льготу "" ... "".
Распоряжением администрации от 26.02.2013 N 310-р Смирнов А.А., " ... " года рождения, включен в очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, категория учета - " ... ", номер очереди N ...
В настоящее время на учете нуждающихся в жилых помещениях в составе " ... " семей из " ... " человек состоят заявитель Смирнова Н.Н. и ее " ... ": С.Н., С.З., Смирнов А., - категория очереди - " ... ", имеющая " ... ", проживающих совместно с родителями, а также семья П.Л.А. с ее " ... ".
После присоединения к очереди 26.02.2013 " ... " заявителя Смирнова А.А. учтена льгота - " ... ", имеющая " ... ", проживающих совместно с родителями.
Судебная коллегия, учитывая, что решением администрации Смирнов А. включен в учетное дело, за заявителем учтена льгота "" ... "", приходит к выводу о том, что на сегодняшний день права заявителя первоначальным отказом администрации во включении " ... " в учетное дело не нарушены, по сути, требование Смирновой Н.Н. удовлетворено самой администрацией, в связи с чем в данной части заявление удовлетворению не подлежало и суд первой инстанции обоснованно отклонил заявление в данной части.
Вместе с тем коллегия считает необходимым отметить, что вывод суда об ухудшении жилищных условий " ... " с целью постановки на учет является неправильным.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Для применения в отношении гражданина последствий нормы ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан: раздел или обмен жилого помещения; вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей); отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности; невыполнение условий договора социального найма, повлекшее выселение гражданина в судебном порядке; расторжение договора социального найма по инициативе гражданина. Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
Согласно данным правовым нормам вселение в занимаемое гражданином жилое помещение своего несовершеннолетнего ребенка не может быть признано действием, направленным на ухудшение гражданином своих жилищных условий с целью постановки на учет.
Неправильный вывод суда первой инстанции об ухудшении жилищных условий не повлек вынесения неправильного решения, поскольку требования Смирновой Н.Н. о признании незаконным отказа администрации Фрунзенского района во включении " ... " заявителя в учетное дело до вынесения решения судом фактически были удовлетворены администрацией добровольно, ввиду чего данные требования не подлежали удовлетворению.
Отказ суда в удовлетворении заявления в части требования об обязании администрации района и Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга поставить " ... " семью заявителя на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке обоснован отсутствием оснований, с чем коллегия соглашается ввиду следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" многодетным семьям предоставляется право на включение в первоочередном порядке многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и (или) на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в целевые программы Санкт-Петербурга, направленные на улучшение жилищных условий граждан.
Оказание государственного содействия в улучшении жилищных условий осуществляется посредством следующих целевых программ Санкт-Петербурга: "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге", "Молодежи - доступное жилье", "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения", на условиях, определенных указанными целевыми программами Санкт-Петербурга.
Порядок и условия реализации целевых программ Санкт-Петербурга определены Законами Санкт-Петербурга "О целевой программе" и постановлениями Правительства Санкт-Петербурга.
Участие в программах носит заявительный характер, т.е. гражданин самостоятельно определяет свое участие в определенной целевой программе.
В поданном заявлении Смирнова Н.Н. не просила включить ее с семьей в первоочередном порядке в одну из целевых программ Санкт-Петербурга, не указала, на участие в какой программе претендует. Как пояснила заявитель в заседании судебной коллегии, она не обращалась с таким заявлением к лицам, чьи действия обжалуются.
Также судебная коллегия отмечает, что статья 32 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", на которую ссылается заявительница в обоснование своих требований и которая предусматривала включение в первоочередном порядке многодетных семей в региональные программы Санкт-Петербурга, направленные на улучшение жилищных условий граждан, исключена Законом Санкт-Петербурга от 28.12.2012 N 737-124 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
Закон Санкт-Петербурга от 10.10.2007 N 466-92 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге" утратил силу в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
При таких обстоятельствах правовая норма, позволяющая поставить многодетную семью на учет по предоставлению жилья в первоочередном порядке, на момент " ... " заявителя и приобретения статуса " ... " утратила силу, с " ... " заявитель могла претендовать на включение в первоочередном порядке в целевые программы Санкт-Петербурга, однако такого желания не выразила, необходимого заявления не подавала.
В соответствии со ст. 16 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" с учетом объемов финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, и количества свободных и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга ежегодно составляются перечни категорий граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и оказания содействия в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в очередном финансовом году. Сводный реестр указанных списков составляет годовой жилищный план.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 N 1277 "О порядке формирования годовых жилищных планов" утверждено, что Жилищный комитет ежегодно утверждает соотношение количества жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений вне очереди, а также на предоставление жилых помещений на общих основаниях, и формирует и утверждает годовой жилищный план.
В соответствии с пп. 3.3.3, 3.3.4 Положения о Жилищном комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 175, Комитет утверждает соотношение количества жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений вне очереди, а также на предоставление жилых помещений на общих основаниях, и формирует и утверждает годовой жилищный план.
Распоряжением Жилищного комитета от 28.01.2013 N 50-р "О жилищном плане на 2013 год" утверждено соотношение количества жилых помещений, предоставляемых в установленном порядке гражданам, имеющим в соответствии с законодательством права на предоставление жилых помещений вне очереди, а также на предоставление жилых помещений на общих основаниях и годовой жилищный план на 2013 год.
Соотношение количества жилых помещений, предоставляемых в установленном порядке гражданам, имеющим в соответствии с законодательством права на предоставление жилых помещений вне очереди, а также на предоставление жилых помещений на общих основаниях определено как 45 % и 55 % соответственно.
Годовым жилищным планом на 2013 год установлено, что жилищный план на 2013 год сформирован исходя из планируемого поступления в государственную собственность Санкт-Петербурга в 2013 году жилых помещений общей площадью 210 377,5 кв. м (3539 квартир и 700 комнат).
Годовой жилищный план, утверждаемый ежегодно в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 N 1277 "О порядке формирования годовых жилищных планов", не предусматривает внесение поименных сведений о гражданах, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а представляет собой перечни категорий граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и оказания содействия в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного требование заявителя об обязании администрации Фрунзенского района и Жилищного комитета включить " ... " семью заявителя в годовой жилищный план на 2013 год не подлежали удовлетворению. При этом, как верно отметил суд первой инстанции, заявитель из списка очередников не исключалась, подлежит обеспечению жилым помещением в плановом порядке.
При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.