Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Селезневой Е.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2013 года апелляционную жалобу Мачтакова В.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2013 года по делу N2-1132/13 по заявлению Мачтакова В.В. об оспаривании решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения заявителя Мачтакова В.В., представителя заявителя Мачтакова В.В. - Ломкова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мачтаков В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ. В обоснование заявленных требований указал, что он в звании " ... " проходил военную службу в должности старшего научного сотрудника N ... научно-исследовательского отдела N ... научно-исследовательского управления научно-исследовательского центра (оружия) в/ч N ... ). В период прохождения службы, решением жилищной комиссии исследовательского центра заявитель и члены его семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в списки очередников на обеспечение жилым помещением по последнему месту прохождения военной службы с "дата". Мачтаков В.В. досрочно уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, на основании п.п. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". На момент увольнения с военной службы выслуга составила более 30 лет в календарном исчислении. На основании п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", был уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербург. До настоящего времени жилым помещением по договору социального найма от Министерства обороны РФ не обеспечен. Мачтаков В.В. был включен в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Извещением от "дата" N ... заявителю на семью из 2-х человек было распределено жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью 41, 2 кв. м. Решением ФГКУ от "дата" N ... заявителю было отказано в предоставлении ранее распределенного жилого помещения по договору социального найма. Основанием для отказа послужило принятие Управлением решения о снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений от "дата" N ... , так как заявитель является участником общей долевой собственности в коммунальной квартире по адресу: "адрес", имея долю общей площадью 29, 79 кв. м, в связи с чем, должностные лица ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ пришли к выводу об отсутствии у него права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
Просит суд признать решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" N ... от "дата" незаконным обязать заинтересованное лицо восстановить его на учете нуждающихся в получении жилых помещений, восстановив учетную запись в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.07.2013 года в удовлетворении заявленных требований Мачтакову В.В. - отказано.
В апелляционной жалобе Мачтаков В.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лица - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГБУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и республики Карелия", Департамент Жилищного обеспечения МО РФ не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ. ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГБУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и республики Карелия", Департамент Жилищного обеспечения МО РФ извещены "дата". посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание стороны не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Мачтаков В.В. согласно приказа Главнокомнадующего ВМФ от "дата". N ... уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, на основании п.п. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". На момент увольнения с военной службы выслуга составила более 30 лет в календарном исчислении.
Мачтаков В.В. решением жилищной комиссии N ... ОМИС от "дата". был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С "дата". по "дата". Мачтаков В.В. был зарегистрирован и проживал в двух комнатах жилой площадью 29,10 кв.м. в пятикомнатной квартире "адрес" общей площадью 115,20 кв.м., предоставленной Мачтакову В.В. МО РФ на период прохождения военной службы.
Согласно решения жилищной комиссии в/ч N ... от "дата". в связи с расторжением Мачтаковым В.В. брака с М., указанные комнаты оставлены в пользование М. и дочери заявителя - Мк., а Мачтаков В.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С "дата" Мачтаков В.В. зарегистрирован и проживает в комнате жилой площадью 22,30 кв.м. в четырехкомнатной квартире "адрес" общей площадью 109,70 кв.м. совместно с супругой Т. и её дочерью от первого брака Тк., которые зарегистрированы в указанном жилом помещении с "дата". Указанная комната принадлежит Мачтакову В.В. на праве собственности на основании договора передачи доли квартиры в собственность от "дата" N ...
Мачтаков В.В. был включен в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
Извещением от "дата" N ... заявителю на семью из 2-х человек было распределено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 41, 2 кв. м.
Решением ФГКУ от "дата" N ... заявителю было отказано в предоставлении ранее распределенного жилого помещения по договору социального найма.
Основанием для отказа послужило принятие Управлением решения о снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений от "дата" N ...
Снимая Мачтакова В.В. с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, заинтересованное лицо исходило из того, что на момент постановки заявителя на учет он имел в собственности жилое помещение и был обеспечен жильем с превышением учетной нормы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции согласился с приведенной позицией заинтересованного лица и пришел к выводу о том, что, поскольку заявитель был принят на учет при отсутствии законных оснований, оспариваемое решение о снятии с учета принято в соответствии с требованиями закона.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Постановленное судом в рамках настоящего спора решение не может быть признано отвечающим требованиям ч. 1 ст. 195 ГПК РФ.
Конституция Российской Федерации, ее статья 40, предусматривает, что каждый имеет право на жилище (часть 1); малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также порядка и условий обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя, который с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, обладает достаточно широкой дискрецией при установлении в этих целях, как нормы предоставления, так и учетной нормы площади жилого помещения.
Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также закрепляющие норму предоставления площади жилого помещения в рамках положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" - 18 квадратных метров.
Согласно пункту 1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания заявителя нуждающимся в получении жилья.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 г., гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
В подп. "г" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" закреплено положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы.
Согласно статьям 28 и 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, довод суда о том, что заявитель с семьей, занимая комнату в коммунальной квартире 22,30 кв.м, где на каждого члена семьи заявителя приходится по 15,19 кв.м общей площади коммунальной квартиры, что превышает минимальную учетную норму общей площади жилого помещения на человека, обеспечен жилой площадью и не может быть признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений, является ошибочным, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
С учетом действующего законодательства, обеспеченность заявителя общей площадью жилого помещения должна составлять 18 кв.м.
Таким образом, заявитель, как принятый на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005г. сохраняет право состоять на учете, как не утративший оснований, которые до введения в действие Жилищного Кодекса РФ давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма жилого помещения. Оспариваемое решение не соответствует вышеуказанным требованиям закона, нормативных актов, регулирующих правоотношения, нормативных актов, регулирующих данные правоотношения и нарушают права и свободы заявителя.
Суд первой инстанции установил дополнительное основание для снятия заявителя с учета - оставление бывшим членам семьи двух комнат в коммунальной квартире.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Мачтаков В.В. был принят на жилищный учет решением жилищной комиссии войсковой части N ... от "дата" года. При этом на момент принятия на жилищный учет Мачтаков В.В. был зарегистрирован и проживал по адресу "адрес". При этом "дата" ему было предоставлено ведомственное жилье в виде двух комнат площадью 29,10 кв.м в квартире "адрес". Указанные комнаты были предоставлены Мачтакову В.В. на семью из трех человек - он, супруга, дочь.
После расторжения брака с Т., Мачтаков В.В. снимается с регистрационного учета, Т. указанные комнаты приватизировала в "дата"., в связи с чем, данные жилые помещения не могут быть возвращены Министерству обороны РФ.
Выводы суда первой инстанции о том, что Мачтаков В.В. не мог быть принят на жилищный учет в "дата", поскольку ранее был обеспечен жилыми помещениями Министерством обороны РФ, являются ошибочными.
В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В соответствии с частью 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу п.11. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде", утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 N 712/6 (ред. от 10.06.1999, с изм. от 19.07.2004)
жилые помещения предоставляются гражданам в бессрочное пользование в порядке, установленном законодательством и настоящими Правилами, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Пунктами 16, 16.2 указанных Правил предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской; занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания.
В силу указанных норм права, действовавших на момент предоставления заявителю двух комнат в коммунальной квартире ( "дата".) судебная коллегия считает, что после предоставления указанных комнат Мачтаков В.В. и члены его семьи продолжали являться нуждающимися в улучшении жилищных условий. Таким образом, то обстоятельство, что заявитель не сдал указанные жилые помещения, не может являться препятствием для того, что бы состоять на учете нуждаюшихся в жилых помещениях.
Таким образом, Мачтаков В.В., как принятый на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, сохраняет право состоять на соответствующем учете, как не утративший оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.07.2013 года - отменить.
Заявление Мачтакова Владимира Викторовича - удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от "дата". N ... о снятии Мачтакова В.В. с членом семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.