Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Ильичевой Е.В., Стаховой Т.М.
при секретаре
Кулёминой Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 декабря 2013 года апелляционную жалобу Жмойды Д.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2013 года по делу N2-1850/13 по заявлению Жмойды Д.В., Жмойда М.Л., действующих так же в интересах несовершеннолетней Жмойда П.Д. об оспаривании решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области об отказе в предоставлении бюджетных средств
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения заявителя - Жмойда Д.В., представителя заявителя Жмойда Д.В. - Лобанова А.В., представителя заинтересованного лица Правительства Ленинградской области - Тыщенко А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жмойда Д.В., Жмойда М.Л., действующие так же в интересах несовершеннолетней Жмойда П.Д. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области об отказе в предоставлении бюджетных средств администрациям муниципальных образований. В обоснование требований указали, что "дата" решением заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и обеспечению жильем категорий граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", под председательством председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области было принято решение об отказе в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья для Жмойда Д.В ... Отказ обоснован тем, что Жмойда Д.В. был принят на учет в нарушение п. 15 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ленинградской области, утвержденных решением исполнительного комитета Ленинградского областного совета народных депутатов 23.11.1987 года N 481/10. Заявитель с указанным решением не согласен, считает, что обоснованно был принят на жилищный учет, и не был впоследствии снят с него. Жмойда Д.В. является ветераном боевых действий, был включен в Сводный список "Ветеранов боевых действий" на выделение средств субсидии из федерального бюджета в "дата". Просили признать незаконным п. 6.28 ч. 6 решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области; восстановить заявителей в сводном списке на получение субсидии для приобретения жилого помещения на "дата"; обязать Правительство Ленинградской области в рамках предоставленных Российской Федерацией полномочий произвести все необходимые и достаточные действия оговоренные Правилами взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 01.01.2005 года, для выделения Жмойде Д.В. и членам его семьи субсидии на приобретение жилого помещения в "дата".
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.07.2013 года в удовлетворении заявленных требований Жмойде Д.В., Жмойда М.Л., несовершеннолетней Жмойда П.Д. - отказано.
В апелляционной жалобе Жмойда Д.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель - Жмойда М.Л., представители заинтересованных лиц - администрации МО " ... ", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ. Администрация МО " ... " извещена "дата" посредством факсимильной связи, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области извещен "дата" посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание стороны не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что обеспечению за счет средств федерального бюджета подлежат ветераны боевых действий, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.
В соответствии с п. 10 Положения о порядке организации в Ленинградской области работы по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2006 г. N 235), применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: для граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы - постоянно проживающие совместно супруга (супруг), дети и родители гражданина - участника подпрограммы.
Положением о рабочей группе при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации указанной подпрограммы установлено, что рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач имеет право: при определении правомерности включения граждан в списки получателей сертификатов (социальных выплат) на основании действующих нормативных правовых документов вносить решения с предложениями об отказе гражданам - участникам подпрограммы, ветеранам, инвалидам в выдаче сертификата (свидетельства для получения субсидии) либо в выдаче сертификата на другой состав семьи (п. 5).
Пунктом 2 ч. 1, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что Жмойда Д.В. зарегистрирован в г. "адрес" с "дата".
"дата" постановлением главы МО " " ... "" N ... Жмойда М.Л. с мужем, дочерью, матерью и отцом, принята на учет по улучшению жилищных условий.
В период постановки заявителей на жилищный учет действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденные решением облисполкома и президиума облсовпрофа от 23.11.1987 года N 481/10.
В соответствии с п. 15 указанных Правил, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие и имеющие постоянную прописку в данном населенном пункте, городе, районе Ленинградской области.
При этом согласно п. 2 Правил, на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, имеющие постоянную прописку и постоянно проживающие в данном населенном пункте, городе, районе Ленинградской области не менее 5 лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Из буквального толкования указанной нормы права следует, что основанием для признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет для получения жилого помещения необходимо соблюдение условий: наличие постоянной прописки и постоянного проживания в определенном населенном пункте.
Постановлением главы МО " " ... "" от "дата" N ... Жмойда Д.В., состоящий на учете с "дата", включен в льготную очередь участников войны.
"дата" протоколом N ... заседания рабочей группа при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено решение указанной рабочей группы об отказе в предоставлении бюджетных средств Жмойде Д.В., в связи с тем, что он решением администрации " ... " от "дата" N ... принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с нарушением п. 15 Правил - без учета 5-ти летнего проживания в данном населенном пункте. Зарегистрирован по месту жительства с "дата".
Однако, согласно сведениям администрации Муниципального образования " ... " от "дата" N ... Жмойда Д.В. с составом семьи из трех человек (Жмойда Д.В., Жмойда М.Л. - супруга, Жмойда П.Д. - дочь) в настоящее время состоит в администрации " ... " на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу о том, что Жмойда Д.В. был незаконно поставлен на учет в "дата"., поскольку на данную дату он проживал в г. "адрес" менее 5 лет, и мог быть поставлен на учет не ранее "дата"., следовательно он не подлежит обеспечению средствами федерального бюджета в соответствии со ст.16 ФЗ " О ветеранах".
Однако судом первой инстанции не учтено, что по состоянию на "дата" заявитель и члены его семьи продолжают состоять в администрации " ... " на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с п.п. 8,9 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 23.11.1987 N 481/10 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилой площади осуществляется под общественным контролем и с соблюдением гласности.
При исполнительных комитетах городских, районных Советов народных депутатов создаются общественные комиссии по жилищным вопросам в составе заместителя председателя исполнительного комитета (председатель комиссии), представителя совета профессиональных союзов (заместитель председателя комиссии), депутатов городского, районного Совета, представителей общественных организаций и трудовых коллективов, юристов, медицинских работников. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются исполнительным комитетом городского, районного Совета народных депутатов.
Контроль за правильностью ведения исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется отделом по учету и контролю за распределением жилой площади Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов.
Контроль за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется исполнительными комитетами городских и районных Советов народных депутатов и областными комитетами отраслевых профсоюзов.
До настоящего времени, даже с учетом оспариваемого решения рабочей группы, администрация Тихвинского района Ленинградской области признает за заявителем право состоять на жилищном учете, решение о его постановке на учет незаконным не признано, не отменено, с момента постановки на учет прошло более пяти лет.
При таких обстоятельствах, с учетом принципа последовательности действий органов местного самоуправления, определенности Жмойда Д.В., как продолжающий состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, имея соответствующий статус участника боевых действий, имеет право состоять в сводном списке на предоставление бюджетных средств администрациям муниципальных образований.
При таких обстоятельствах п.6.28 части 6 решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является незаконным.
Требования заявителя в части обязания Правительства Ленинградской области произвести необходимые и достаточные действия по обеспечению жилыми помещениями, по выделению заявителю и членам его семьи субсидии на приобретение жилого помещения в "дата" не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены преждевременно. Судебная коллегия считает, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя будет являться восстановление его в соответствующем Списке.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.07.2013 года - отменить в части.
Признать незаконным п.6.28 части 6 решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Восстановить Жмойду Д.В. с членами семьи Жмойда М.Л., Жмойда П.Д. в сводном списке на получение субсидии для приобретения жилого помещения на "дата".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.