Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 02 декабря 2013 г. по делу N 33-17387/2013
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Литвиновой И.А.
судей
Стешовиковой И.Г., Венедиктовой Е.А.
при секретаре
Павловой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2013 года материалы гражданского дела N 2-1787/2013 с апелляционной жалобой М. " ... " на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 августа 2013 года по иску М. " ... " к Военному комиссариату Ленинградской области об обязании произвести перерасчет пенсии и доплаты пенсии, взыскании убытков, обязании при начислении пенсии использовать должностной оклад по последней перед увольнением с военной службы воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности, установленного штатом
Заслушав доклад судьи Литвиновой И.А., объяснения М. Ю.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Военного комиссариата Ленинградской области - " ... ", действующего на основании доверенности от "дата" года, полагавшего решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
М. Ю.Б. первоначально обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Военному комиссариату Ленинградской области, в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии и произвести доплату к пенсии за период с "дата" по "дата" в размере " ... " 60 коп., взыскать с ответчика убытки в размере " ... " 74 коп., обязать ответчика при начислении пенсии использовать должностной оклад по последней перед увольнением с военной службы воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности, установленного штатом.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с "дата" по "дата" года, с "дата" является пенсионером Минобороны Российской Федерации, как пенсионеру, ему была назначена пенсия с учетом меры социальной поддержки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", и при расчете пенсии с 09.02.2010 года по 31.12.2011 года применялся оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада, с 01.01.2012 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2011 года N 1745 расчет пенсии производится ответчиком с учетом оклада по воинской должности в размере 1,25, что истец считает незаконным.
Определением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 06.06.2013 года дело передано на рассмотрение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 07.08.2013 года в удовлетворении иска М. Ю.Б. к Военному комиссариату об обязании произвести перерасчет пенсии и доплаты пенсии, взыскании убытков, обязании при начислении пенсии использовать должностной оклад по последней перед увольнением с военной службы воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности, установленного штатом отказано.
В апелляционной жалобе М. Ю.Б. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Иными лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно пп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном п. 8 настоящего Постановления, включается уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в пп. "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
В целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, Президентом Российской Федерации 23.08.2000 года был издан Указ N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", п. 1 которого был утвержден прилагаемый к Указу "Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки".
Подпунктами "г" и "д" п. 3 данного Указа Правительству Российской Федерации предписано установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) и оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклада по воинской должности, предусмотренных соответственно штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что М. Ю.Б. с "дата" по "дата" проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом командира войсковой части " ... " от "дата" N " ... " истец исключен из списков личного состава, направлен на учет в объединенный военной комиссариат " ... ".
Истец также указал, что в период прохождения военной службы он выполнял работы в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в связи с чем ему была назначена пенсия с учетом меры социальной поддержки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации".
При расчете пенсии с 09.02.2010 года по 31.12.2011 года применялся оклад по воинской должности согласно пп. "г" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" в размере 1,5 должностного оклада.
С 01.01.2012 года в связи с внесенными в Указ Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" изменениями начисление и выплата истцу пенсии производится с учетом оклада по воинской должности в размере 1,25 должностного оклада.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для перерасчета истцу с 01.01.2012 года пенсии с учетом полуторного оклада по воинской должности не имеется. Поскольку с 01.01.2012 года законодателем установлен иной порядок исчисления размера пенсии военнослужащим.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции. Считает, что нарушений требований действующего законодательства при исчислении пенсии истцу ответчиком допущено не было.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное решение.
Ответчиком пересмотр пенсии произведен в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих, в силу положений ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Внесение изменений в порядок пенсионного обеспечения военнослужащих было обусловлено принятием Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установившим повышенные размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, который вступил в силу 01.01.2012 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 года N 992 "О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Во взаимосвязи с указанными нормативно-правовыми актами 31.12.2011 года Президентом Российской Федерации был издан Указ N 1745 "Об изменениях и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации". В соответствии с этим Указом были внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563, в частности подпункт "г" п. 3 был изложен в следующей редакции: установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу ст. 55 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.
С 01.01.2012 года ответчик правомерно применил при исчислении пенсии истцу положения данного Указа Президента Российской Федерации от 31.12. 2011 года N 1745.
Применение к возникшим правоотношениям ст. 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1, предусматривающей пересмотр пенсий при возникновении перечисленных в ней обстоятельств, без учета положений нового правового регулирования в сфере материального обеспечения проходящих службу военнослужащих, и, как следствие, пенсионеров, пенсионное обеспечение которых поставлено в зависимость от порядка осуществления денежного содержания действующих военнослужащих, нельзя признать соответствующим закону.
Внесенные в действующее законодательство изменения распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 31.12. 2011 года N 1745 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации", поскольку данные правоотношения носят длящийся характер, в то время как изменение порядка расчета получаемой истцом пенсии произведено с 01.01.2012 года.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что действия ответчика по перерасчету пенсии истца правомерны и соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, по существу повторяют позицию истца в суде первой инстанции, основанной на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения сторон. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено. В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от
07 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без - удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.