Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
Судей
Ильичёвой Е.В.
Стаховой Т.М.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3631/13 по апелляционным жалобам Калинина А.В., Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N ... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по заявлению Калинина А.В. об оспаривании действий администрации Федерального казённого учреждения Следственный изолятор N ... Управления Федеральной службы исправления наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения заявителя Калинина А.В., представителей заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу - Берзон Т.В. (по доверенности), Никодимова Н.Н. (по доверенности), представителя заинтересованного лица - Федерального казённого учреждения Следственный изолятор N ... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Никодимова Н.Н. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Калинин А.В. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором, после уточнений и дополнений, внесённых в соответствии со статьёй 39 ГПК Российской Федерации, просил суд признать действия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в отказе во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" незаконным (л.д. 37-38).
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Калинин А.В. просил суд:
возложить на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, оформить и направить документы в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для последующего формирования сводного списка участников подпрограммы и направления документов в Федеральную службу исполнения наказаний России в целях выделения Калинину А.В. государственного жилищного сертификата как бывшему сотруднику уголовно-исправительной системы на состав семьи три человека.
В обоснование поданного в суд заявления Калинин А.В. ссылался на то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" за ним признано право на включение в списки участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата в 2013 году с учётом членов его семьи, однако, администрация ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказалась включить заявителя и членов его семьи в список лиц - получателей ГЖС в 2013 году, подлежащий направлению в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и направила его заявление в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга - по месту его учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом, по мнению заявителя, администрация ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в своём письме от "дата" необоснованно ссылается на пункт 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" заявление Калинина А.В. удовлетворено частично: признаны незаконными действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в направлении для рассмотрения в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга заявлений (рапортов) с приложенными документами Калинина А.В. от "дата" о включении в состав участников подпрограммы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" и выделении государственного жилищного сертификата в 2013 году на состав семьи три человека.
В удовлетворении остальной части заявления Калинину А.В. отказано.
С постановленным по делу решением не согласились Калинин А.В. и представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В апелляционной жалобе Калинин А.В. просит решение суда в той части, в которой ему отказано в удовлетворении заявления, отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
В свою очередь, в апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит решение суда, той в части, в которой действия администрации учреждения признаны незаконными, отменить и в удовлетворении заявления Калинина А.В. отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заинтересованные лица - Калинина Е.Н., представитель администрации Калининского района Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены в соответствии с правилами части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации посредством телефонной (Калинина Е.Н.) и факсимильной связи. Согласно статьям 167 (ч.3), 257 (ч.2) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлено, что в период с "дата" по "дата" Калинин А.В. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Приказом исполняющего обязанности Главного управления ФСИН России по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области от "дата" Калинин А.В. уволен со службы с "дата" по основанию, предусмотренному пунктом "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 - по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
Общая продолжительность службы Калинина А.В. по состоянию на "дата" в календарном исчислении составляет " ... " в льготном исчислении - " ... "
Калинин А.В. с "дата" зарегистрирован и постоянно проживает в общежитии, принадлежащем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, расположенном по адресу: "адрес"
Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... Калинин А.В. в составе семьи, состоящей из одного человека, поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
"дата" Калинин А.В. обратился к начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с рапортом о включении его в списки очередников на получение жилого помещения, приложив при этом копию справки районной администрации о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещения по договору социального найма от "дата". Кроме рапорта, Калининым А.В. подано заявление о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Санкт-Петербурга в соответствии с целевой программой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", с учётом членов семьи - супруги Калининой Е.Н. и сына Калинина Д.С. " ... " года рождения.
"дата" администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на основании решения жилищно-бытовой комиссии Калинину А.В. отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и в выдаче государственного жилищного сертификата по месту службы, по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 52 ЖК Российской Федерации - принятие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется органом местного самоуправления. Так же в решении, в качестве самостоятельного основания отказа, указывалось на то, что учреждение не вправе принять Калинина А.В. на учёт нуждающихся по месту прохождения службы и включить его в списки лиц на получение государственного жилищного сертификата, так как, по мнению администрации учреждения, получение государственного жилищного сертификата по месту службы возможно только для лиц, вставших на учёт нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Лен. области до "дата".
Отказ администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в принятии на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и в признании права на включение в списки участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата по месту службы, Калининым А.В. обжалован в судебном порядке.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N ... исковые требования Калинина А.В. удовлетворены частично: признан незаконным отказ ФКУ СИЗО-1 УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" во включении Калинина А.В. в состав участников подпрограммы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" на получение государственного жилищного сертификата и включении в список получателей государственного жилищного сертификата. Этим же решением за Калининым А.В. признано право на включение в списки участников указанной подпрограммы с учётом состава членов семьи и включение в список получателей государственного жилищного сертификата на 2013 год.
В удовлетворении остальной части иска Калинину А.В. отказано (л.д. 13-19).
Определением Санкт-Петербургского городского суда от "дата" решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ СИЗО-1 УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения (л.д. 20-28).
"дата" Калинин А.В. обратился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в котором просил выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на состав семьи из трёх человек (л.д.9-11).
Уведомлением ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" N ... Калинину А.В. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, а заявление Калинина А.В. и приложенные к нему документы направлены для рассмотрения в администрация Калининского района Санкт-Петербурга.
Как следует из письма ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, отказывая заявителю в удовлетворении просьбы о включении в списки лиц на получение ГЖО, администрация следственного изолятора, сослалась на положения подпункта 5 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Довод ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о том, что Калинин А.В. подлежит обеспечению государственным жилищным сертификатом посредством соответствующего обращения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором он состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях - - администрацию Калининского района Санкт-Петербурга, обоснованно отвергнут судом первой инстанции.
Данный довод ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уже являлся предметом исследования суда первой инстанции по другому гражданскому делу.
Так, Калининский районный суд Санкт-Петербурга в постановленном "дата" по делу N ... решении признал несостоятельным суждение администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о том, что Калинин А.В. должен быть включён в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы районной администрацией по месту принятия его на учёт нуждающихся в получение жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В этом же решении Калининского районного суда Санкт-Петербурга указано, что препятствий для участия Калинина А.В. в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" не имеется, поскольку Калинин А.В. с " ... " года проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счёт средств федерального бюджета; уволен со службы в связи с сокращением штатов; общая продолжительность службы заявителя в календарном исчислении по состоянию на день увольнения составляет " ... "; ранее заявитель жилым помещением не обеспечивался; какая-либо безвозмездная финансовая помощь в получении жилья ему не оказывалась, в связи с чем, Калинин А.В. соответствует требованиям п.п. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, приобрёл право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", и, как следствие, право на получение субсидии в форме государственного жилищного сертификата по месту службы.
На основании п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 указанных Правил, к которым относиться Калинин А.В., осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в связи с чем, направление поданных Калининым А.В. документов о включение в состав участников указанной подпрограммы в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга является незаконным.
Исходя из пункта 21 подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в целях организации работы по формированию списков получателей государственных жилищных сертификатов и их выдаче в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Приказом ФСИН России от 16.05.2012 N 267 утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе.
Этим же приказом ФСИН России на начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возложена обязанность обеспечить исполнение Инструкции.
Согласно пункту 11 Инструкции, в случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учётное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Выписка из решения органа по учету и распределению жилья о включении в состав участников подпрограммы, утвержденная начальником учреждения, органа УИС (уголовно-исправительной системы) и заверенная оттиском мастичной печати, вшивается в учётное дело гражданина - участника подпрограммы; учётное дело гражданина, признанного участником подпрограммы, хранится в соответствующем учреждении, органе УИС, принявшем такое решение.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции, должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам по каждой категории граждан, после чего, список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН России, утвержденный начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН России.
В свою очередь территориальный орган ФСИН России в течение 20 дней рассматривает представленные списки и учётные дела граждан - участников подпрограммы, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки. По результатам рассмотрения принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников подпрограммы по территориальному органу ФСИН России и учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН России. Сводные списки участников составляются в 2-х экземплярах, утверждаются начальником территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, сшиваются и заверяются оттиском мастичной печати. Один экземпляр до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляется в ФСИН России (на бумажном носителе и в электронном виде), второй экземпляр хранится в территориальном органе ФСИН России или учреждении, непосредственно подчиненном ФСИН России (пункты 13, 14, 15 Инструкции).
Согласно пункту 16 Инструкции, ФСИН России на основании сводных списков участников, представленных территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, направляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
На основании приведённых выше норм законодательства, определяющего порядок работы организаций и учреждений, подчинённых ФСИН России, с заявлениями и документами, представляемыми сотрудниками названного ведомства и гражданами уволенными со службы в ФСИН России, изъявившими желание участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, следует признать обоснованным заявление Калинина А.В. и в части требований о возложении на ФКУ "Следственный изолятор N ... УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" оформить учётное дело Калинина А.В., включить его в состав семьи из трёх человек в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, на выделение государственного жилищного сертификата в 2013 году и передать учётное дело Калинина А.В. в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для рассмотрения вопроса о включении в сводный список участников подпрограммы и выделении государственного жилищного сертификата.
Требования Калинина А.В. о включении его в сводный список участников подпрограммы по существу относятся к компетенции Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, действия которого в рамках данного дела Калининым А.В. не оспариваются, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в указанной части жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от "дата" по делу N 2-3631/13 в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ФКУ "Следственный изолятор N ... УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" обязанности оформить учетное дело Калинина А.В. и включить его в списки на выделение государственного жилищного сертификата, а также обязанности передать учётное дело Калинина А.В. в Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - отменить.
Обязать Федеральное казённое учреждение Следственный изолятор N ... УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области оформить учётное дело Калинина А.В., включить его с составом семьи из трёх человек ( Калинин А.В., Калинина Е.Н., Калинин Д.А.) в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, на выделение государственного жилищного сертификата в 2013 году и передать учётное дело Калинина А.В. в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для рассмотрения вопроса о включении в сводный список участников подпрограммы и выделении государственного жилищного сертификата.
В остальной части решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения Следственный изолятор N ... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.