Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильинской Л.В.
судей
Кудасовой Т.А. и Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Цыбиной И.Б.
рассмотрела в судебном заседании 28 ноября 2013 года гражданское дело N 2-2165/13 по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 05 августа 2013 года по иску В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга об обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., пояснения представителя истца С. представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга П. судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец В. обратилась в суд иском к ответчику, в котором просила обязать УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга засчитать периоды работы с 15 августа 1981 года по 17 сентября 1982 года в должности музыкального воспитателя ясли-сада N ... и с 17 сентября 1982 года по 31 декабря 1990 года в должности музыкального воспитателя ясли-сада N ... в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска истец В. указала, что решением УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 21 сентября 2012 года N29/226 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1. ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (л.д. 5-7). Полагая данный отказ незаконным, В. обратилась в суд.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 05 августа 2013 года исковые требования В. были удовлетворены в полном объеме. Судом постановлено включить периоды работы В. с 15 августа 1981 года по 17 сентября 1982 года и с 17 сентября 1982 года по 31 декабря 1990 года в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 годаN 173-ФЗ; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга назначить Варгановой Н.И. трудовую пенсию с 19 апреля 2012 года.
В апелляционной жалобе УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга просит отменить решение в полном объеме.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
При этом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия не явившейся В. извещенной надлежащим образом (л.д. 188), учитывая, что ее интересы в судебном заседании представляет по доверенности уполномоченный представитель.
Как следует из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга во изменение решения от 17 августа 2012 года N 29/226 от 21 сентября 2012 года истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1. ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж не были включены периоды: с 15.08.1981 года по 17.09.1982 года в должности музыкального воспитателя ясли-сада N ... и с 17.09.1982 года по 31.12.1990 года в должности музыкального воспитателя ясли-сада N ... в связи с тем, что должность "музыкальный воспитатель" не предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
В соответствии с п. 19 п. 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии со Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 должность музыкального воспитателя не указана в Списках, в Списках указана должность "музыкального руководителя".
Согласно пункту 2 постановления Правительства от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" обязанность по установлению тождества профессий, должностей и организаций возложена на Министерство труда и социального развития РФ.
Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 N 39 было установлено тождество наименований должностей музыкального работника и музыкального руководителя. Тождество в отношении должности музыкального воспитателя не устанавливалось.
До 1 октября 1993 года пенсионные права педагогических работников, регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства", утвердившим Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на
пенсию за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного постановления и согласно приложению к этому постановлению Перечня учреждений, организаций и должностей, пенсии за выслугу лет работникам просвещения назначаются при стаже работы по специальности не менее 25 лет: учителям и другим работникам просвещения, в т.ч. руководителям - воспитателям и воспитателям объединенных яслей - садов.
Согласно разъяснению Госкомтруда СССР "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397)" от 17 мая 1960 года N 19, по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях - садах педагогам -воспитателям, педагогам, педагогам - руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям - воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1).
В трудовой книжке В. указано, что она работала в должности музыкального воспитателя с 15.08.1981 года по 17.09.1982 года в должности музыкального воспитателя ясли-сада N ... и с 17.09.1982 года по 31.12.1990 года в должности музыкального воспитателя ясли-сада N ... (л.д. 13-14).
На основании приказа министра просвещения СССР от 31.12.1971 N 103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений, в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы 17.05.1960 N 662 было утверждено Разъяснение "О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), согласно которому пенсии следует назначать в детских садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам) как руководителям-воспитателям и воспитателям.
В спорные периоды работы должность В. была ошибочно названа "музыкальный воспитатель" вместо "музыкальный руководитель", так как такая должность не была предусмотрена Типовыми штатами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.12 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.02 N 781.
Периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.00 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
Для подтверждения стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N173-Ф3, периоды работы до 01.11.1999 засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 (где должность музыкального руководителя не предусмотрена).
Однако согласно части 2 пункта 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет ... ", правила, утвержденные пунктом 1 этого постановления, по желанию гражданина могут применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999г.
При этом, следует отметить, что в силу п. 18 Приказа Минпроса СССР от 05.01.1977 года N2 "Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения" истцу в период с 15 15.08.1981 г. по 17.09.1982 г., работавшей в яслях-саду N ... в должности музыкального воспитателя был установлен оклад 85 рублей в месяц, что соответствовало месячному окладу музыкального руководителя по 1,0 ставки (л.д. 18оборот -25оборот, 88-91). Аналогичным образом, в период с 17.09.1982 по 31.12.1990 г. подтверждается работа В. в должности музыкального воспитателя (руководителя) на 1,0 ставки в яслях-саду N ... (л.д. 18-23, 27-45).
При таком положении, судом первой инстанции были правильно установлены основания для назначения пенсии.
В апелляционной жалобе УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга указывает на неправомерность решения суда в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения В. с заявлением о ее назначении, то есть с 19 апреля 2012 года.
Судебная коллегия полагает доводы жалобы в указанной части необоснованными.
В соответствии с пп. 2 п. ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно ст. 19 приведенного Федерального закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Когда указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В том случае, когда гражданину было отказано в назначении льготной пенсии, но впоследствии решением суда будет установлен факт его работы с вредными или тяжелыми условиями труда, право на льготную пенсию суд должен признать с момента первоначального обращения за назначением пенсии в пенсионные органы, поскольку факт работы с вредными или тяжелыми условиями труда в должностях, предусмотренных Списком N2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, установлен решением суда, имеющим обязательную силу, подтверждающим наличие основания для начисления пенсии в момент обращения за ее назначением и не нуждающимся в подтверждении какими-либо дополнительными документами.
Такой вывод следует из содержания ст. 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение.
Следовательно, досрочная пенсия по старости согласно пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна быть назначена не с момента повторного обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении указанной пенсии после вступления в законную силу решения, устанавливающего факт работы на соответствующих должностях, а с момента первого обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Данное толкование соответствует ст. 19 данного Федерального закона и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
Учитывая указанное, суд пришел к правильному выводу о том, что трудовая пенсия В. подлежит назначению с момента обращения истицы в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 19 апреля 2012 года.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушений материального и процессуального законодательства судом допущено не было, а доводы жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 05 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.