Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Чуфистова И.В., Стаховой Т.М.
при секретаре
Кулеминой Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2013 года апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июля 2013 года по делу N 2-2611/13 по заявлению Левченко А.Т., ... (ЮрЛ1) ... о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по ненаправлению ответа на заявление от 28.12.2012 N 159, неосуществлению государственного жилищного надзора и пресечения незаконных действий ... (ЮрЛ2) ...
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения представителя заявителя Левченко А.Т., председателя ... (ЮрЛ1) ... и представителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Левченко А.Т. и ... (ЮрЛ1) ... обратились в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга при осуществлении государственного жилищного надзора, выразившегося в ненаправлении ответа на заявление ... (ЮрЛ1) ... от 28.12.2012 N 159, поступившее в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга 09.01.2013, зарегистрированное за номером N0141/13-00, о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности ... (ЮрЛ2) ... в части осуществления обществом функций управления многоквартирным домом "адрес", а также взимания платежей собственников и жильцов дома за коммунальные и эксплуатационные услуги, в случае выявления нарушений в незамедлительном прекращении незаконной деятельности, а также в неосуществлении государственного жилищного надзора и пресечения незаконных действий ... (ЮрЛ2) ...
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июля 2013 года постановлено признать незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по ненаправлению ответа на заявление ... (ЮрЛ1) ... от 28.12.2012 N 159, неосуществлению государственного жилищного надзора при проверке доводов заявления от 28.12.2012 N 159, обязать Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга провести проверку по заявлению ... (ЮрЛ1) ... от 28.12.2012 N 159, поступившему 09.01.2013 за вх. N 0141/13-00.
В апелляционной жалобе Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга просит отменить решение суда как неправомерное.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга ненадлежащим образом рассмотрела заявление председателя ... (ЮрЛ1) ... от 28.12.2012, не проверила обстоятельства, указанные в обращении, и не дала ответов на поставленные вопросы.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 раздела 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849 "О Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга" Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере регионального государственного жилищного надзора. Среди прочего, основными задачами Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга являются осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 2.1 раздела 2 данного Положения).
Для осуществления задач, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга обладает полномочиями рассматривать обращения граждан и организаций в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции (пункт 3.23 Положения).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
При этом частью 1 ст. 10 указанного Закона на государственный орган возложена обязанность обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Как верно установил суд первой инстанции на основании материалов дела, 28.12.2012 председателем правления ... (ЮрЛ1) ... С. в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга направлено обращение за исх. N 159, в котором указано, что по результатам общего собрания собственников помещений многоквартирного дома "адрес" 08.11.2011 способом управления многоквартирного дома избрано управление ... (ЮрЛ1) ... Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26.10.2011, постановленным по делу 2-4239/2011 по иску А., П., Б., ... (ЮрЛ2) ... к ... (ЮрЛ1) ... о передаче управляющей компании многоквартирного дома и документации на него, на ... (ЮрЛ1) ... возложена обязанность передать многоквартирный дом и документацию на дом ... (ЮрЛ2) ... Однако определением от 23.10.2012 по данному делу указано, что с принятием решения суда ... (ЮрЛ1) ... не утратило права и обязанности на осуществление функций по управлению многоквартирным домом, в связи с чем исполнительное производство было прекращено. В решениях Приморского районного суда Санкт-Петербурга по делам N 2-5857/2012, 2-7676/2012 судом сделаны выводы о том, что только ... (ЮрЛ1) ... является организацией, правомочной осуществлять функции управления многоквартирным домом. Однако с ноября 2011 года ... (ЮрЛ2) ... вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность ... (ЮрЛ1) ... в части функций управления домом "адрес", не имея договорных отношений с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, введя в заблуждение должностных лиц, заключило с ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" договор на расчет платежей и выставление квитанций, в результате чего собственники помещений и жильцы ежемесячно получают по две квитанции на оплату услуг, что вводит в заблуждение собственников и создает предпосылки для массовой неоплаты услуг. В обращении председатель правления ... (ЮрЛ1) ... С. просила дать правовую оценку и провести проверку финансово-хозяйственной деятельности ... (ЮрЛ2) ... в части осуществления обществом функций управления многоквартирным домом "адрес", а также взимания платежей собственников и жильцов дома за коммунальные и эксплуатационные услуги, в случае выявления нарушений незамедлительно прекратить незаконную деятельность, виновных лиц привлечь к ответственности.
Обращение поступило в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга 09.01.2013, вх. N 0141/13-00.
В материалы дела представитель Государственной жилищной инспекции представил ответ на указанное обращение от 08.02.2013 N 01-41/13-0-1, из которого следует, что в отношении предусмотренного ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственного жилищного надзора до настоящего времени не установлены требования к организации и проведению данного надзора, надзор не предусматривает проведение проверок законности передачи дома в управление от ... (ЮрЛ1) ... в управляющие организации. В рамках осуществления функций надзора инспекция вправе проверить правомерность принятия решения о создании ... (ЮрЛ1) ... , принятия решения о выборе лица, осуществляющего в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом. Инспекцией проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что протоколом от 28.06.2010 изменен способ управления многоквартирным домом на управление управляющей организацией, принято решение о ликвидации ... (ЮрЛ1) ... и создании ликвидационной комиссии. Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26.10.2011 по делу N 2-4239/11 удовлетворены требования ... (ЮрЛ2) ... об обязании исключить многоквартирный дом "адрес" из состава ... (ЮрЛ1) ... и передать дом, а также техническую и иную документацию управляющей компании. В ответе также указано, что по информации ... (ЮрЛ2) ... заключены 219 договоров с собственниками помещений на управление, техническое обслуживание и ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома "адрес", срок на который заключены договоры управления домом собственниками с ... (ЮрЛ2) ... - 5 лет, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.07.2010 N 1027/10, право на односторонний отказ от исполнения договора по управлению жилым домом возникает у собственников лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятых на себя обязательств, заявление об отказе от исполнения договора может быть сделано только собственником жилого помещения как стороной договора. В соответствии с представленным протоколом общего собрания от 13.11.2012 N 1 собственниками принято решение о продлении договора управления с ... (ЮрЛ2) ... , а также подтверждено решение общего собрания от 28.06.2010 о ликвидации ... (ЮрЛ1) ... Сделан вывод о том, что договоры управления, заключенные с ... (ЮрЛ2) ... с собственниками дома, являются действующими, и управление домом осуществляется ... (ЮрЛ2) ...
18.04.2008 произведена государственная регистрация ... (ЮрЛ1) ...
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 08.11.2011 способом управления многоквартирного дома "адрес" избрано ... (ЮрЛ1) ...
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 16.08.2012 по делу N 2-7676/2012 отказано в удовлетворении иска А., П., Б. о признании незаконным решения общего собрания собственников многоквартирного дома от 08.11.2011.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10.10.2012 по делу 2-5875/2012 отказано в удовлетворении требований о признании утратившим силу решения собрания от 28.06.2010 в части принятия решения о выборе способа управления домом - управления управляющей организацией ... (ЮрЛ2) ... по тем основаниям, что решением общего собрания собственников от 08.11.2011 был изменен способ управления домом с УК на управление домом ... (ЮрЛ1) ... , в связи с чем предыдущие решения собственников о форме управления утратили силу.
Оценивая представленный Государственной жилищной инспекцией ответ на обращение заявителей и изложенные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых положений, устанавливающих компетенцию Государственной жилищной инспекции, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что из содержания ответа от 08.02.2013 не представляется возможным установить, когда именно были заключены 219 договоров с собственниками помещений, что не позволяет проверить правомерность их заключения, о фактическом представлении данных договоров представителем Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга сообщено не было, не указано, сколько всего помещений и собственников в доме и как их количество соотносится с количеством помещений, на которые заключены договоры, о фактическом представлении данных договоров представитель Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга не сообщил. Кроме того, суд верно отметил, что оценка правомерности действий ... (ЮрЛ2) ... по управлению домом после принятия решения от 08.11.2011 об изменении способа управления на ... (ЮрЛ1) ... , в том числе правомерность принятия решения от 13.11.2012 о продлении договора управления многоквартирными домом с ... (ЮрЛ2) ... , проведение проверки которых, как исследует из ответа от 08.02.2013, относится именно к компетенции Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, исходя из содержания ответа, отсутствуют.
При указании на факты ежемесячного выставления собственникам помещений двух квитанций на оплату содержания и представленных коммунальных услуг в обязанности Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга входит проведение проверки, предусмотренной ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, поскольку ни управление домом двумя организациями, ни предоставление услуг в двойном размере и с двойной оплатой не предусмотрено. Однако представленный ответ от 08.02.2013 не содержит данных о проверке именно данных обстоятельств - выставления собственникам двух квитанций, выявления, с чьей стороны допущены нарушения, а также отсутствуют сведения о принятии предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Придя к изложенным выводам, суд первой инстанции обоснованно счел, что Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга ненадлежащим образом рассмотрела заявление председателя ... (ЮрЛ1) ... от 28.12.2012, вследствие чего требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении государственного жилищного надзора при проверке доводов заявления от 28.12.2012 N 159, подлежат удовлетворению и на Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга следует возложить обязанность провести проверку по заявлению ... (ЮрЛ1) ... от 28.12.2012 N 159, поступившему 09.01.2013 за вх. N 0141/13-00.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рассмотренный выше ответ Государственной жилищной инспекции на обращение ... (ЮрЛ1) ... от 28.12.2012 N 159 не направлялся ... (ЮрЛ1) ... , доказательств, отвечающих требованиям достоверности и допустимости, в опровержение обстоятельств ненаправления ответа на обращение не представлено.
При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.