Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Бакуменко Т.Н. и Чуфистова И.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2013 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2013 года по гражданскому делу N 2-2008/13 по заявлению Никонова Р.В. , Никоновой Н.В. , действующих от своего имени и в интересах несовершеннолетнего ребенка Никоновой К.Р. , " ... " года рождения, об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения заявителя Никонова Р.В., представителя заявителя Никоновой Н.В. - Никонова Р.В., представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Санкт-Петербургу - Гуриновой Е.С.,
УСТАНОВИЛА:
Никонов Р.В., Никонова Н.В., действующие от своего имени и в интересах несовершеннолетнего ребенка Никоновой К.Р., " ... " года рождения, обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, в котором просили признать незаконным отказ регистрационного органа от "дата" в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на передаваемое в собственность заявителям жилое помещение и регистрации за ними права собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью " ... ", кадастровый N ... , в части истребования документов, подтверждающих полномочия должностных лиц Отдела N ... г. " ... " ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ по подписанию выписок из решений о предоставлении жилых помещений в собственность, и обязать Управление Росреестра по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации на передаваемое в собственность заявителям указанное жилое помещение и регистрацию за ними права собственности на жилое помещение согласно выписке из решения Отдела N ... г. " ... " ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от "дата" N ...
В ходе рассмотрения дела заявители дополнили заявленные требования и просили признать незаконным отказ регистрационного органа от "дата" в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на передаваемое в собственность заявителям жилое помещение и регистрации за ними права собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью " ... ", кадастровый N ... , из-за отсутствия заявления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о прекращении права оперативного управления, и обязать Управление Росреестра по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации на передаваемое в собственность заявителям жилое помещение и права оперативного управления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, а также - регистрацию за заявителями права собственности на жилое помещение согласно выписке из решения Отдела N ... г. " ... " ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от "дата" N ...
Определением суда от 09 сентября 2013 года по ходатайству Никоновых, заявивших об отказе от требований об оспаривании отказа регистрационного органа от "дата", производство по делу в этой части прекращено.
В остальной части Никоновы заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2013 года заявление Никоновых удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от "дата" N ... в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и регистрации права собственности в отношении жилого помещения по адресу: "адрес", и обязал Управление Росреестра по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности в равных долях по " ... " доли за Никоновым Р.В., Никоновой Н.В., Никоновой К.Р. в отношении квартиры по вышеуказанному адресу, предоставленной в собственность Никоновых бесплатно на основании выписки из решения Отдела N ... ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от "дата" N ... , и осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ (ранее ФГУ) "Специальное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ на указанную квартиру.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Санкт-Петербургу просит отменить указанное решение суда и принять по делу новое решение об отказе заявителям в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель Никонова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела судебным уведомлением, доверила представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного заявителя.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Разрешая заявление, суд установил, что согласно выписке из решения Отдела N ... г. " ... " ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от "дата" N ... , Никонову Р.В., Никоновой Н.В. и Никоновой К.Р., предоставлено жилое помещение в виде " ... " квартиры по адресу: "адрес", в собственность в равных долях.
"дата" указанное жилое помещение передано по акту приема-передачи Никонову Р.В.
"дата" Никонов Р.В., действуя от своего имени, и как представитель Никоновых Н.В. и К.Р., обратился в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности (по " ... " доли за каждым) на указанное жилое помещение.
Уведомлением от "дата" N ... заявителям сообщено о приостановлении государственной регистрации права на срок до "дата" на основании абзаца 1 пункта 1 статьи 19, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав.
В данном уведомлении указано, что по сведениям Единого государственного реестра прав на вышеуказанную квартиру зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. Выписка о предоставлении жилого помещения в собственность военнослужащих и членов их семей согласно Постановлению Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации. Между тем, заявление от уполномоченного представителя ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на прекращение права оперативного управления в отношении квартиры заявителями на государственную регистрацию не представлено.
Сообщением от "дата" N ... заявителям отказано в государственной регистрации права на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ввиду неустранения причин, препятствующих государственной регистрации после приостановления государственной регистрации прав, а именно в связи с тем, что не было представлено заявление от уполномоченного представителя ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о прекращении права оперативного управления в отношении объекта недвижимости.
Полагая незаконным указанный отказ в осуществлении государственной регистрации права, заявители ссылались на то, что квартира передана Никонову Р.В., как " ... ", и членам его семьи, в собственность в установленном порядке уполномоченным органом военного управления.
Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу о том, что переход права собственности в порядке, предусмотренном законом, является основанием для прекращения как права собственности Российской Федерации, так и права оперативного управления, и для прекращения указанного права не требуется принятие собственником отдельного решения или соответствующего заявления правообладателя - ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований части 1 статьи 254, статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктов 1, 4, 5 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, установленных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, а также подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Как следует из содержания приведенной нормы, устанавливая перечень лиц, по заявлениям которых регистрируются права на недвижимое имущество, законодатель исходил из основания возникновения этого права.
Согласно пункту 1 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, установленных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим - гражданам Российской Федерации на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 4 указанных Правил, федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
В силу пункта 5 Правил указанные выписки из решений федеральных органов исполнительной власти являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) или членов их семей на предоставленные жилые помещения.
Как видно из материалов дела, квартира "адрес" передана в общую долевую собственность заявителей на основании акта федерального органа исполнительной власти, изданного в рамках его компетенции, и в порядке, установленном действующим законодательством, в связи с чем регистрация права собственности заявителей на квартиру в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ должна производиться по заявлению Никонова Р.В., Никоновой Н.В., действующих от своего имени и в интересах несовершеннолетнего ребенка Никоновой К.Р., в отношении которых принято указанное решение, без заявления государственного органа о прекращении зарегистрированного за ним права.
При этом право оперативного управления на квартиру, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, как правильно указал суд первой инстанции в постановленном по делу решении, в силу пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и приведенных выше Правил предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, прекращается одновременно с прекращением права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимости, независимо от наличия заявления обладателя права оперативного управления, поданного государственному регистратору.
При указанных обстоятельствах у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, отсутствовали основания для отказа заявителям в регистрации права общей долевой собственности на квартиру.
Таким образом, разрешая поданное в суд заявление, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права и требованиям гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица об отсутствии в решении суда указания на основание прекращения права оперативного управления за ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации являются несостоятельными и опровергаются содержанием постановленного решения, в котором судом указанный вопрос исследован.
С учетом указанного, изложенные в апелляционной жалобе доводы оснований к отмене оспариваемого решения суда не содержат и по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.