Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Селезневой Е.Н., Ильичевой Е.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2013 года апелляционную жалобу главного редактора информационно-аналитического издания " " ... "" Ильина М.В. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2013 года по делу N2-3041/13 по заявлению главного редактора информационно-аналитического издания " " ... "" Ильина М.В. о признании незаконным отказа Балтийской таможни в предоставлении информации, обязании предоставить запрашиваемую информацию
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя заявителя главного редактора информационно-аналитического издания " " ... "" Ильина М.В. - К.., главного редактора информационно-аналитического издания " " ... "" Ильина М.В., представителя заинтересованного лица Балтийской таможни - М. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главный редактор информационно-аналитического издания " " ... "" Ильин М.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни об отказе в предоставлении информации, обязании предоставить запрошенную информацию, в обоснование заявления указывая, что информационно-аналитическое издание " " ... "" обратилось в Балтийскую таможню с запросом от "дата" N ... на получение информации об административной практике таможенного представителя ООО " " ... "" на основании ст. 39 Федерального закона от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации". Данный запрос был рассмотрен начальником Балтийской таможни Ч. и письмом от "дата" N ... в предоставлении информации отказано по тем основаниям, что доступ к сведениям в рамках производства по делу об административном правонарушении обладают лица, перечень которых приведен в главе 25 КоАП РФ, к которым инициатор запроса не относится. Заявитель считает отказ в предоставлении информации незаконным, так как он противоречит положениям Закона РФ "О средствах массовой информации". Кроме того, действующим законодательством РФ не предусмотрено обязанности для органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе производства по данным делам, кроме тех, которые составляют охраняемую законом тайну.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 09.09.2013 года в удовлетворении заявленных требований главному редактору информационно-аналитического издания " " ... "" Ильину М.В. - отказано.
В апелляционной жалобе главный редактор информационно-аналитического издания " " ... "" Ильин М.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ООО " " ... "" не явился, о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ. ООО " " ... "" извещено "дата" посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание заинтересованное лицо не известило, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1 ФЗ от 20.02.2009г. N8-ФЗ " Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой редакцией информации могут быть обжалованы (оспорены) в судебном порядке (пункт 3 части 1 статьи 61 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 (ред. от 09.02.2012) "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" при применении положений статей 38 - 42 этого Закона по делам об оспаривании (обжаловании) отказа или отсрочки в предоставлении информации судам необходимо иметь в виду, что вопросы предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений (в том числе по запросам редакций средств массовой информации) могут быть урегулированы иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, если возможность принятия таких актов предусмотрена действующим законодательством (например, частями 2 и 3 статьи 2 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", частью 2 статьи 2 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации").
Иные основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц (в том числе, по запросам редакций средств массовой информации), могут быть предусмотрены другими федеральными законами (например, статьей 20 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", статьей 20 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").
Таким образом, осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.
Таким законом, в частности, является Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов не предоставляется, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Аналогичная норма содержится в п.п.6 п. 14.11 Регламента Федеральной таможенной службы, утвержденного приказом ФТС России N 2656 от 26.12.2012 года.
Судом установлено, что информационно-аналитическое сетевое издание " " ... "", являясь средством массовой информации направило в адрес Балтийской таможни запрос о предоставлении информации, в котором запросило:
сведения о делах об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Балтийской таможни в отношении ООО " " ... "" (с указанием даты, квалификации, предмета правонарушения и принятого решения);
сведения о делах об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Балтийской таможни в отношении ООО " " ... "" по которым не приняты решения (с указанием даты, квалификации, предмета правонарушения, предполагаемого решения и стадии расследования).
Письмом от "дата" N ... за подписью начальника Балтийской таможни в предоставлении информации отказано.Главой 16 КоАП РФ предусмотрены административные правонарушения в области таможенного дела ( нарушение таможенных правил).
В силу ч.ч.1,2 ст. 23.8 КоАП РФ таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 16.1, статьями 16.2 - 16.24 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: начальники таможен, их заместители.
В соответствии с приказом ФТС РФ от 01.03.2012 N 368 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" выносить постановления по делам об административных правонарушениях о назначении административного наказания без составления протокола об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.15, 6.16, частью 1 статьи 7.12, статьями 11.14, 11.15, 14.10, 14.50, частью 1 статьи 15.6, частью 2 статьи 15.7, статьями 15.8, 15.9, 15.25, 16.1 - 16.24, 17.7, 17.9, 17.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.26, частью 2 статьи 20.23, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицам таможенных органов Российской Федерации согласно перечню, приведенному в приложении к настоящему приказу ( должностные лица таможен).
Таким образом, возбуждение дел и производство по делам о нарушении таможенных правил осуществляется широким кругом уполномоченных должностных лиц таможенных органов.
Приказом ФТС РФ от 22.12.2009 N 2324 утверждена Инструкция о порядке взаимодействия учетно-регистрационных подразделений с иными структурными подразделениями таможенных органов при регистрации и учете материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и дел об административных правонарушениях.
Настоящая Инструкция о порядке взаимодействия учетно-регистрационных подразделений с иными структурными подразделениями таможенных органов при регистрации и учете материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и дел об административных правонарушениях определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при регистрации и учете материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (далее - информация об АП), и дел об административных правонарушениях (АП), производство по которым осуществляется таможенными органами ( п. 1 Инструкции)
Переданные в структурное подразделение, указанное в пункте 2 Инструкции, сведения и документы подлежат учету, регистрации в соответствующих журналах и внесению в базу данных комплекса программных средств "Контроль производства по делам об административных правонарушениях" (далее - КПС "Административные правонарушения") в течение одного рабочего дня с момента их получения ( п.5 Инструкции).
Регистрация дел об АП в журнале учета дел об АП и создание электронной копии дела осуществляются сотрудником структурного подразделения, указанного в пункте 2 Инструкции, на основании представленных процессуальных документов, приведенных в ч. 4 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) (протокол осмотра места совершения АП, протокол о применении мер обеспечения производства по делу об АП, предусмотренных статьей 27.1 КоАП России, протокол об АП, постановление прокурора о возбуждении дела об АП, определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования, постановление по делу об АП о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа)( п.10 Инструкции).
Таким образом, информация об административных правонарушениях регистрируется в общем порядке, по мере представления процессуальных документов в отношении различных юридических и физических лиц.
Заявителем была запрошена определенная информация с указанием конкретных данных о дате возбуждения дела об административном правонарушении, квалификации, предмете правонарушения и принятого решения; а по нерассмотренным делам предлагалось представить сведения о предполагаемом решении и стадии расследования. По мнению судебной коллегии данный запрос требовал от таможенного органа проведения анализа и обобщения имеющихся сведений, выделении конкретных сведений из имеющихся электронных копий дел об административных правонарушениях, бумажных носителей, регистрационных журналов. Фактически таможенный орган должен был сформировать отчет о привлечении конкретного юридического лица к административной ответственности, и представить данные сведения в виде единого документа. Однако данная обязанность на таможенный орган законом не возложена.
Запрашиваемая информация не может расцениваться, как статистическая, поскольку она не сформирована в требуемом заявителем виде.
Как установлено судом, запрашиваемая информация была необходима заявителю в целях проведения журналистского расследования.
Учитывая, что запрашиваемая информация требовала от таможенного органа проведения анализа деятельности по привлечению ООО " " ... "" к административной ответственности и не была связана с защитой прав направившего запрос пользователя информации, то законных оснований для её предоставления не имелось.
Так же, учитывая, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. ст.6.15, 6.16, 7.12, частью 7 ст.11.15, 14.10, 14.50, частью 1 ст. 15.6, частью 2 ст.15.7, ст.15.8, 15.9 частью 2 статьи 16.1, ст.ст.17.7, 17.9, частями 1 и 3 ст. 19.4, 19.4.1, частью 1 ст.19.5, 19.6, 19.7, 19.26, 20.23.20.25 рассматриваются судьями, а дела об административном правонарушении, предусмотренные ст.11.14, частью 1-3,5 ст.11.15, частью. 3 статьи 16.1, статьей 16.2, частью 2 статьи 16.3, статьями 16.4, 16.7, частью 1 статьи 16.9, статьей 16.16, частью 1 статьи 16.18, частями 1 - 3 статьи 16.19, частью 1 статьи 16.20, статьей 16.21, частью 2 статьи 16.24, КоАП РФ могут рассматриваться судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, судебная коллегия принимает во внимание, что запрашиваемая заявителем информация о вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности размещается в сети Интернет соответствующих судов, что в силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предоставляет государственному органу право не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу. Фактическое отсутствие судебных постановлений на сайтах судов, на что ссылается заявитель, не имеет правового значения.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего приняты во внимание быть не могут.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 09.09.2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.