Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Селезневой Е.Н., Ильичевой Е.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2013 года апелляционную жалобу Тарбы Т.Д. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 августа 2013 года по делу N2-3383/13 по заявлению Тарбы Т.Д. об оспаривании отказа в восстановлении в гражданстве РФ
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя заявителя Тарбы Т.Д. - Григорьева О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарба Т.Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ФМС России. В обоснование заявленных требований указывает на то, что "дата" он обратился по вопросу о приеме в гражданство Российской Федерации (восстановлении в гражданстве РФ) с заявлением на имя Президента Российской Федерации. Данное обращение было направлено для рассмотрения в ФМС России. "дата" ФМС России обращение заявителя рассмотрено, заявителю дан письменный ответ N ... от "дата" с разъяснением по поставленным вопросам. Заявитель расценил данный ответ как отказ в приеме в гражданство Российской Федерации ( восстановлении в гражданстве Российской Федерации). Просил признать незаконным отказ заявителю в восстановлении в гражданстве РФ, изложенный в сообщении N ... от "дата", и принять решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение, а именно: восстановить заявителя в гражданстве РФ.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29.08.2013 года в удовлетворении заявленных требований Тарбе Т.Д. - отказано.
В апелляционной жалобе Тарба Т.Д. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель - Тарба Т.Д., представители заинтересованных лиц - Федеральной миграционной службы России, Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ. Федеральная миграционная служба России, Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области извещены "дата" посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание стороны не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Из материалов дела следует, что Тарба Т.Д. "дата" направил Президенту Российской Федерации обращение по поводу рассмотрения вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации.
Сопроводительным письмом Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан от "дата" N ... представителю Тарба Т.Д. сообщено, что обращение Тарба Т.Д. было направлено в Федеральную миграционную службу в соответствии с компетенцией по разрешению поставленных вопросов на основании ч.3 ст.8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Письмом Федеральной миграционной службы России N ... от "дата" представителю Тарба Т.Д. - адвокату Григорьеву О.В. было сообщено, что на заявителя распространяются нормы Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", указано на целесообразность постановки заявителя на миграционный учет по месту временного пребывания и подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, разъяснена возможность приобретения российского гражданства после оформления вида на жительства РФ в установленном порядке.
Заявитель, не согласившись с указанным ответом Федеральной миграционной службы России, расценив его, как отказ просит признать отказ в восстановлении в гражданстве РФ, изложенный в сообщении N ... от "дата" незаконным и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение, восстановить заявителя в гражданстве РФ.
Судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
Правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Частью 1 ст. 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке.
В силу ст. 15 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
В соответствии с п. "а" ч. 1 статьи 32 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Требованием части 2 ст. 32 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" установлен личный порядок подачи заявлений по вопросам гражданства.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.
В силу ст. 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Рассмотрение заявлений и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.
На основании изложенного, и с учетом представленных заявителем документов, судебная коллегия приходит к выводу, что заявитель Тарба Т.Д. в установленном законом порядке с заявлением о приеме или восстановления в гражданства Российской Федерации не обращался, соответственно решение об отказе в приеме или восстановлении в гражданстве Российской Федерации в отношении заявителя не выносилось.
Таким образом, рассмотрение заинтересованным лицом заявления Тарбы Т.Д. на имя Президента РФ о рассмотрении вопроса о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ Тарба Т.Д. регулируются Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судебная коллегия считает, что заинтересованным лицом дан ответ на поступившее из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций заявление Тарбы Т.Д. в пределах установленного законом срока, даны разъяснения на поставленные вопросы.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные требования Тарбы Т.Д. не подлежат удовлетворению, кроме того, суд не вправе возлагать на заинтересованное лицо обязанность принятия какого-либо решения по существу жалоб и обращений граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что выводы суда первой инстанции в мотивировочной части решения суда об отсутствии законных оснований для восстановления Тарбы Т.Д. в гражданстве РФ или о приеме в гражданство РФ преждевременны, поскольку соответствующее заявление в установленном законом порядке заявителем не подавалось.
В связи с чем, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и данные выводы подлежат исключению из мотивировочной части решения суда, поскольку могут в дальнейшем нарушить права заявителя.
Однако суть решения выражена в его резолютивной части, которая является правильной.
Согласно ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
С учетом указанного судебная коллегия считает, что постановленное решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29.08.2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из мотивировочной части исключить выводы суда об отсутствии законных оснований для восстановления Тарбы Т.Д. в гражданстве Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.