Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.
судей
Сухаревой С.И.,
Шиловской Н.Ю.,
при секретаре
Юрченко Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Завод Магнетон" на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2013 года по гражданскому делу N 2-4995/2013 по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к ОАО "Завод Магнетон" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителей ответчика - Костиной Е.В., действующей на основании доверенности от 08 апреля 2013 года сроком до 31 декабря 2013 года, Шаплева А.Б., действующего на основании доверенности от 02 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2013 года, прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ОАО "Завод Магнетон" об обязании в 150-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск 1 "адрес" локальными очистными сооружениями, обеспечивающими очистку сточных вод до достижения установленных нормативов по качеству сточных вод, ссылаясь в обоснование иска на то обстоятельство, что ответчиком нарушается законодательство в области охраны окружающей среды, водное законодательство.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2013 года исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга были удовлетворены, ОАО "Завод Магнетон", юридический адрес: "адрес", обязан в 150-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск 1 "адрес" локальными очистными сооружениями, обеспечивающими очистку сточных вод до достижения установленных нормативов по качеству сточных вод.
В апелляционной жалобе ОАО "Завод Магнетон" просит отменить решение, как незаконное, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Прокурор представил возражения на апелляционную жалобу ОАО "Завод Магнетон".
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, находит решение суда подлежащим изменению в части.
Как следует из материалов дела, 28 января 2013 года в ходе контроля за соблюдением ОАО "Завод "Магнетон" нормативов водоотведения по составу сточных вод и соблюдением требований договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, который заключен между ОАО "Завод Магнетон" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" были отобраны пробы сточных вод ОАО "Завод Магнетон" в системе коммунальной канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", о чем составлен акт отбора проб сточных вод N257211-150113-02 от 28.01.2013 г.
Согласно протоколу ЗАО "Центр исследования и контроля воды" N6-610/13 от 04.02.2013 г. определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" - ОАО "Завод Магнетон" установлено, что 28.01.2013 г. предприятием ОАО "Завод Магнетон" в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам:
выпуск 1 (Гомельская ул., д. 111 (АБ)): медь - 2,53, ртуть - 11,5, цинк -2,99;
выпуск 2 (Курчатова ул., 135 (АБ)): железо общее - 1,91, медь - 1,45, СПАВ (анионные) - 8, СПАВ (неионогенные) - 3,56, цинк - 1,2, что превышает их предельно допустимую концентрацию согласно приложению "ДС" к договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 10.09.2010 г., заключенного между ОАО "Завод Магнетон" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Статья 3 Закона "Об охране окружающей среды" от 10 февраля 2002 года N 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 22 названного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 39 названного Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.
Порядок водопотребления и водоотведения установлен в Санкт-Петербурге Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167 и Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01 июня 2000 года N 11.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, технической и технологической возможностью очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защитой сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии с п. 63 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.
В соответствии с п. 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, обязанность по обеспечению эксплуатации систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, а также по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, соблюдению режима водопотребления и сброса сточных вод возложена на абонента, на которого также возложена ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
При этом в силу положений п. 93 указанных Правил абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Принимая во внимание, подтверждение материалами дела нарушения ответчиком установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод, что влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковое заявление прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Завод Магнетон" об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны водных объектов.
Довод апелляционной жалобы ответчика о сбросе загрязняющих веществ в систему канализации, которая не является объектом охраны окружающей среды в соответствии с положениями ст.4 ФЗ "Об охране окружающей среды" не дает оснований для отмены судебного решения по следующим основаниям.
Действительно, согласно положений ст.1 "Водного кодекса Российской Федерации" водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Таким образом, системы коммунальной канализации не относятся к водным объектам, вместе с тем, система коммунальной канализации относится к водоохранным сооружениям в силу положений Приказа Федеральной службы государственной статистики воды Минэкономразвития РФ от 01.10.2010 года N336.
На основании п. 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 N 11 "локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) систему коммунальной канализации.
Пунктом 1.4 указанных Правил установлено, что правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, обязательны для "Организации ВКХ", а также для абонентов (заказчиков) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 1,5 Правил пользования системами коммунальной
канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 N 11, системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после: локальной очистки.
Согласно п. 5.1 указанных Правил, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Учитывая указанное, судебная коллегия находит обоснованным довод искового заявления и возражений на апелляционную жалобу, поданных прокурором о необходимости устройства абонентом локальных очистных сооружений.
Довод апелляционной жалобы об оплате сверхнормативного выброса загрязняющих веществ ответчиком по тарифам ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не дает оснований для отмены решения, поскольку повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ является мерой экономического стимулирования абонентов на выполнение требований по охране природы и представляет собой дифференцированный подход к определению тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, но не освобождает абонентов от необходимости установки локальных очистных сооружений.
Довод апелляционной жалобы ответчика о принятии после вынесения судебного решения Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", не обязывающего абонентов устанавливать очистные сооружения, является несостоятельным, так как согласно п.116 постановления абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством категориям, осуществляющим производственные процессы согласно приложению N4.
Приложение N4 устанавливает перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения, в том числе п.8 производство строительных материалов и конструкций.
Согласно уставным целям и видам деятельности ответчик осуществляет производство строительных материалов и конструкций.
Вместе с тем, судебная коллегия находит возможным, принимая во внимание и позицию прокурора, изложенную в возражениях на апелляционную жалобу, изменить срок установки очистных сооружений, поскольку согласно вышеуказанному Постановлению абоненты, не имеющие локальных очистных сооружений, обязаны обеспечить их строительство (создание) в течение 2 лет после вступления силу настоящих Правил, если иной срок не предусмотрен планом снижения сбросов сточных вод на объектах такого абонента.
Принимая во внимание вступление постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, которым утверждены "Правила холодного водоснабжения и водоотведения" в силу 14 августа 2013 года судебная коллегия находит срок предоставленный для установления локальных очистных сооружений подлежащим установлению до 14 августа 2015 года.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2013 года изменить в части установления срока оборудования локальными очистными сооружениями, установить срок до 14 августа 2015 года.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.