Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Чуфистова И.В., Бакуменко Т.Н.
при секретаре
Ульяшковой Е. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 декабря 2013 года апелляционную жалобу Масловой Ирины Анатольевны на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2013 года по делу N 2-3742/13 по заявлению Масловой Ирины Анатольевны об оспаривании отказа Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в регистрации Некоммерческого партнерства секс-работников и тех, кто их поддерживает по защите здоровья, достоинства и прав человека "Серебряная Роза",
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегии
УСТАНОВИЛА:
Заявительница обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в регистрации Некоммерческого партнерства секс-работников и тех, кто их поддерживает по защите здоровья, достоинства и прав человека "Серебряная Роза", обязать руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу исправить допущенное нарушение.
В обоснование заявленных требований заявительница ссылалась на то, что 18.05.2013 на общем собрании учредителей Некоммерческого партнерства секс-работников и тех, кто их поддерживает по защите здоровья, достоинства и прав человека "Серебряная Роза" было принято решение о создании организации и государственной регистрации в уполномоченном органе.
24.05.2013 в Главное управление министерства юстиции РФ по городу Санкт-Петербургу были поданы соответствующие документы для государственной регистрации НП.
Решением ГУ МЮ РФ по СПб от 17.06.2013 N 08-7442 было отказано в регистрации НП "Серебряная Роза" по следующим основаниям:
1) устав организации противоречит действующему законодательству, в нарушение ст. 29 Конституции Российской Федерации документы НП "Серебряная Роза", представленные на регистрацию, допускают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, поскольку деятельность организации связана с такой категорией граждан, как "секс-работники", отсутствующей в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94;
2) в представленных для регистрации документах организации отсутствуют положения, раскрывающие понятие категории "секс-работники", в связи с чем невозможно определить характер деятельности НП "Серебряная Роза";
3) из-за отсутствия положения, раскрывающего понятие "секс-
работники", Управление Минюста не может провести правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов организации, включая проверку заявленных целей и видов деятельности НП "Серебряная Роза" на соответствие действующему законодательству Российской Федерации, в частности, ст. 241 Уголовного кодекса РФ и ст. ст. 6.11, 6.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
По мнению заявительницы, отказ ГУ МЮ РФ по СПб является незаконным и необоснованным, так как противоречит положениям Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нарушает ее права как учредителя некоммерческой организации и будущего члена некоммерческой организации.
Решением Октябрьского районного суда от 18 сентября 2013г. по настоящему делу в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Маслова И.А. просит отменить указанное решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Оценивая законность отказа в регистрации некоммерческой организации, исходя из оснований этого отказа, суд правильно применил общие положения действующего законодательства, касающиеся правоспособности юридических лиц и особенностей правового положения некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Иные, помимо указанных в ст. 50 ГК РФ, формы некоммерческих организацией предусмотрены, в частности, Федеральным законом от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пунктом 3 статьи 2 которого установлено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
По общему правилу, содержащемуся в пункте 1 статьи 24 того же Закона, некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Пунктом 5 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", предусмотрено, что уполномоченный орган (т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Содержание учредительных документов некоммерческой организации должно позволять точно определить цели ее деятельности, без чего невозможно дальнейшее осуществление контроля за этой деятельностью в пределах, указанных в законе.
Каждую из организационно-правовых форм, предусмотренных законом для некоммерческих организаций, отличают присущие только данной форме специфические особенности, к числу которых, в первую очередь, относится цель создания и деятельности организации, определяющая выбор организационно-правовой формы.
Так, согласно пункта 1 статьи 8 названного Закона некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 2 Закона предусмотрено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Следовательно, в уставе некоммерческого партнерства должна быть обозначена, с одной стороны, общая цель, объединяющая членов некоммерческого партнерства и отвечающая признакам, указанным в пункте 2 статьи 2 Закона, а с другой стороны - формы содействия, которое партнерство должно оказывать своим членам в достижении этой цели.
Суд, рассматривая заявление, пришел к правильному выводу о том, что анализ положений устава НП "Серебряная Роза" не позволяет признать, что цель и формы содействия в ее достижении сформулированы в нем достаточно ясно и определенно.
Так, положения устава некоммерческого партнерства "Серебряная Роза" препятствуют определению цели деятельности организации и не позволяют сделать вывод о ее соответствии такой организационно-правовой форме, как некоммерческое партнерство.
В пункте 1.1. устава НП "Серебряная Роза" указано, что партнерство является некоммерческой организацией, основанной на членстве, учрежденной для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим уставом.
В пункте 2.1 устава обозначены цели деятельности партнерства.
В качестве целей деятельности партнерства в уставе НП "Серебряная роза" указаны: оказание содействия членам Партнерства в осуществлении деятельности для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов секс-работников и тех, кто их поддерживает (п. 2.1.1. устава), разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе секс-работникам и тем, кто их поддерживает, некоммерческим организациям и правое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, содействие в решении социальных проблем и содействие в развитии гражданского общества в РФ (п. 2.1.З.), благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества (пункт 2.1.4.), формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (п. 2.1.5).
Из содержания пункта 2.1.1. устава следует, что целью деятельности
партнерства является оказание содействия членам Партнерства в осуществлении деятельности, результатом которой должно быть достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав и законных интересов секс-работников и тех, кто их поддерживает.
Содержание устава не позволяет установить, какой конкретно деятельности членов Партнерства должно оказывать содействие партнерство.
В то же время, из содержания пункта 2.2.7 устава НП "Серебряная Роза" следует, что партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Согласно пункту 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 ст. 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" наименование некоммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Правильным является вывод суда о том, что исходя из наименования партнерства "Некоммерческое партнерство секс работников и тех, кто их поддерживает по защите здоровья, достоинства и прав человека "Серебряная Роза" определить характер деятельности партнерства невозможно, что противоречит закону.
Оспаривая решение суда, заявительница ссылается на дискриминационный характер отказа, полагая, что устав НП "Серебряная Роза" прямо предусматривает защиту прав и интересов секс работников, а цели деятельности партнерства изложены четко и ясно.
Данный довод, по мнению судебной коллегии, является несостоятельным.
Оказание помощи секс работникам, защита здоровья и прав секс работников не указаны в качестве видов деятельности Партнерства в уставе (пп. 2.2.1-2.2.7 устава).
Действующее законодательство, устав НП "Серебряная Роза" не раскрывают понятие "секс-работники", критерии для отнесения лиц к данной категории, их сферу деятельности.
Поэтому суд обоснованно указал, что данное обстоятельство не позволяет установить цель создания некоммерческого партнерства, а также характер деятельности, в осуществлении которой партнерство намерено оказывать содействие своим членам, что препятствует проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов организации, включая проверку заявленных целей и видов деятельности организации на соответствие действующему законодательству Российской Федерации, в частности, ст. 241 Уголовного кодекса РФ ("Организация занятия проституцией"), ст. ст. 6.11, 6.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях ("Занятие проституцией", "Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией").
С учетом изложенного в решении суда правомерно указано на несоответствие положений Устава НП "Серебряная Роза" действующему законодательству, что является основанием для отказа в регистрации согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Масловой Ирины Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.