Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Ильичевой Е.В., Мариной И.Л.
при секретаре
Осетровой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июня 2013 года апелляционную жалобу прокуратуры Ленинградской области на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 апреля 2013 года по делу N2-2553/13 по заявлению Ленинградской областной торгово-промышленной палаты о признании незаконным представления прокурора Ленинградской области
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя заявителя Ленинградской областной торгово-промышленной палаты - Очередько О.В., представителей заинтересованного лица прокуратуры Ленинградской области - Хрипун А.А., Волницкого М.В., представителя заинтересованного лица Управления Министерства юстиции по ленинградской области - Усманова М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ленинградская областная торгово-промышленная палата обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным представление прокуратуры Ленинградской области N ... от "дата" года, в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в представлении прокурор Ленинградской области указывает, что в ходе проведения надзорной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства, допущенные в деятельности Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, в связи с чем, Ленинградской областной торгово-промышленной палате необходимо принять меры по устранению допущенных нарушений закона. Ленинградская областная торгово-промышленная палата считает, что факты, изложенные в представлении, не являются нарушением закона, в связи с чем, устранение нарушений закона в деятельности Ленинградской областной торгово-промышленной палаты невозможно за отсутствием таковых.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" заявление Ленинградской областной торгово-промышленной палаты удовлетворено. Представление прокурора Ленинградской области N ... от "дата" года, вынесенное в адрес Президента Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты признано незаконным.
В апелляционной жалобе прокуратура Ленинградской области просит решение отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В силу ст. 22 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации", прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Статьей 24 Закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинградской области "дата" в адрес Президента Ленинградской областной торгово-промышленной палаты вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства "дата", вследствие того, что в ходе изучения Устава Ленинградской областной торгово-промышленной палаты выявлены многочисленные его несоответствия действующему федеральному законодательству.
В соответствии с данным представлением прокурор Ленинградской области требует: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокуратуры Ленинградской области; в течение месячного срока принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им сопутствующих; по изложенным фактам нарушений федерального законодательства провести служебную проверку, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты не является лицом, полномочным устранить выявленные прокурором Ленинградской области в действиях Палаты нарушения, поскольку не обладает ни правом изменения Устава Палаты, ни правом созыва внеочередного общего собрания, к исключительной компетенции которого относится принятие, изменение и дополнение Устава Палаты.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться.
Согласно п.1 ст.1 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации" от 07.07.1993 N 5340-1 торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.
Пунктом 1 статьи 3 Закона "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации" установлено, что торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
В соответствии со ст. N ... Устава Ленинградской областной торгово-промышленной палаты высшим руководящим органом Ленинградской областной торгово-промышленной палаты является общее собрание членов Ленинградской областной торгово-промышленной палаты.
В силу ст. N ... Устава, к компетенции общего собрания относится решение следующих вопросов: принятие, изменение и дополнение Устава Палаты; определение приоритетных направлений деятельности Палаты, принципов формирования и использования ее имущества; избрание членов правления и президента Палаты; избрание ревизионной комиссии, утверждение положения о ее деятельности; решения вопроса о реорганизации и прекращение деятельности Палаты; рассмотрение докладов о деятельности Палаты, отчетов ревизионной комиссии и принятие по ним решений; решение иных вопросов, относящиеся к деятельности Палаты.
Согласно Устава организации, для руководства деятельностью Ленинградской областной торгово-промышленной палаты в период между Общими собраниями, собрание Палаты избирает постоянно действующий руководящий коллегиальный орган управления - правление Палаты, сроком на 5 лет (ст. N ... ). Правление возглавляется председателем правления, который по должности является президентом Ленинградской областной торгово-промышленной палаты. Работа правления осуществляется в соответствии с принимаемым им Регламентом (ст. N ... ). К компетенции правления относится решение следующих вопросов: созыв очередных и внеочередных общих собраний; внесение изменений и дополнений в Устав Ленинградской областной торгово-промышленной палаты с последующим утверждением на общем собрании Палаты; рассмотрение вопросов применения Устава Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (пп. N ... ).
В силу пп.1, 2, 18 ст. N ... Устава Ленинградской областной торгово-промышленной палаты к компетенции президента относится решение следующих вопросов: руководство текущей деятельностью Палаты; действие от имени Палаты без доверенности, представление ее в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе за рубежом; применение к работникам мер поощрения и взыскания, издание приказов и дача указаний, обязательных для всех сотрудников Палаты.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что представление прокурора Ленинградской области об устранении нарушений федерального законодательства от "дата" N ... было обоснованно внесено на имя президента Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, как единственного лица, уполномоченного Уставом Ленинградской областной торгово-промышленной палаты представлять Палату в органах государственной власти, при этом одновременно являющегося Председателем постоянно действующего руководящего коллегиального органа управления Палаты - Правления, и обладающего полномочиями по созыву заседания Правления с включением в повестку дня вопроса о внесении изменений и дополнений в Устав Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, а также по применению к работникам Ленинградской областной торгово-промышленной палаты мер взыскания.
Из анализа представления прокуратуры Ленинградской области вынесенного в адрес президента Ленинградской областной торгово-промышленной палаты усматривается, что требования прокуратуры об устранении нарушений законны и обоснованы, а доводы заявителя о нарушении его прав и интересов не состоятельны ввиду следующего:
На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу п.1 ст.1 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации" торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.
В нарушении п.3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Ленинградская областная торгово-промышленная палата фактически располагается на территории другого субъекта Российской Федерации - в городе Санкт-Петербурге, данный факт не отрицается заявителем в ходе рассмотрения дела.
Доводы Ленинградской областной торгово-промышленной палаты о том, что подразделения Ленинградской областной торгово-промышленной палаты располагаются по нескольким адресам, в том числе и в Санкт-Петербурге, что полностью соответствует закону и обусловлено целями и задачами торгово-промышленной палаты, исторически сложившимися традициями организации государственного управления Ленинградской области, не принимаются судом во внимание.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащего указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, порядок управления деятельностью, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Торгово-промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно-территориальных образований Российской Федерации. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата (ст. 5 Закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").
Действующим законодательством не предусмотрены понятия "юридический адрес" и "фактический адрес" - адресом регистрации юридического лица считается место постоянного нахождения его исполнительного органа, следовательно Ленинградская областная торгово-промышленная палата в соответствии с положениями Устава должна находится по адресу: "адрес", в противном случаи в устав организации необходимо внести соответствующие изменения, кроме того сведений о наличии филиалов или представительств, зарегистрированных в установленном порядке на основании действующего законодательства у Ленинградской областной торгово-промышленной палаты из представленных учредительных документов не усматривается.
Согласно ст.8 Закона "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации" устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать: наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты; наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность; условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее; права и обязанности членов торгово-промышленной палаты; порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений; источники формирования имущества торгово-промышленной палаты; порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты; порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной палаты. Устав торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской Федерации и уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Согласно ст.2 Устава Торгово-промышленной палаты Ленинградской области правовой статус Ленинградской областной торгово-промышленной палаты определяется настоящим Уставом. Устав Ленинградской областной торгово-промышленной палаты не должен противоречить Уставу торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Из ст.2 Устава Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, следует, что Торгово-промышленная палата России действует на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях", Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", других законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и настоящего Устава. Таким образом, указанное положение обязывает Ленинградскую областную торгово-промышленную палату привести свой Устав в соответствие с Уставом торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Статья N ... Устава Ленинградской областной торгово-промышленной палаты содержит сведения о том, что Ленинградская областная торгово-промышленная палата действует на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", других законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации Устава Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и настоящего Устава.
Федеральный закон от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 1). В этой связи требование прокуратуры Ленинградской области внести в статью устава Торгово-промышленной палаты, определяющую нормативные правовые акты, на основе которых действует палата, с указанием на Федеральный закон "О некоммерческих организациях", а так же на обязанность соблюдать требования Устава торгово-промышленной палаты России законно и обоснованно.
Ссылки заявителя на то, что предусмотренная ст. 15 Закона " О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" России по общей координации деятельности торгово-промышленных палат никак не связана с работой коллегиальных органов региональных палат, кроме того, указание в Законе " О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" на данную функцию не обязывает Ленинградскую областную торгово-промышленную палату вносить в устав изменения и обременять работу коллегиальных органов участием в ней представителей ТПП России, не состоятельны.
В статью 10 Устава торгово-промышленной палаты Российской Федерации внесено дополнение, закрепляющее право представителей торгово-промышленной палаты Российской Федерации принимать участие в работе коллегиальных органов управления торгово-промышленных палат. Данное положение введено исходя из положения статьи 15 Закона " О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", предусматривающей осуществление торгово-промышленной палатой Российской Федерации общей координации деятельности торгово-промышленных палат. В связи с чем, требование прокурора о необходимости закрепить положение, согласно которому представители торгово-промышленной палаты Российской Федерации вправе принимать участие в работе коллегиальных органов управления торгово-промышленных палат в уставе Ленинградской областной торгово-промышленной палаты обоснованы.
Согласно N ... Устава Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, торгово-промышленная палата принимает меры к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции.
В соответствии с ч.2 ст.3 Закона РФ от 07.07.1993г. N 5340-1 " О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи: принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;
Однако в силу ст.22 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006г. " О защите конкуренции" функцию по предупреждению недобросовестной конкуренции обеспечивает антимонопольный орган.
Часть шестая статьи 12 Устава торгово-промышленной палаты Российской Федерации устанавливает, что торгово-промышленная палата Российской Федерации оказывает российским организациям и предпринимателям помощь в овладении современной деловой культурой и этикой, а также в защите конкуренции и недопущении недобросовестной конкуренции.
В данном случае было бы правильным предоставить Ленинградской областной торгово-промышленной палате право на оказание организациям и предпринимателям помощи в защите конкуренции и недопущении недобросовестной конкуренции, таким образом, приведя в соответствие положений своего Устава с Уставом торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ст.22 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006г. " О защите конкуренции".
абзац 3 статьи 15 Устава торгово-промышленной палаты Российской Федерации предусматривает, что в состав руководящих органов торгово-промышленных палат не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы. Устав Ленинградской торгово-промышленной палаты данного положения не содержит, что не соответствует статье 2 данного Устава.
Члены палаты обязаны соблюдать требования устава палаты, выполнять решения руководящих органов палаты. Это положение вытекает из пункта 1 статьи 8 Закона о " О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", предусматривающего, что права и обязанности членов палаты должны содержаться в уставе палаты. Принимая во внимание, что согласно абзацу 1 статьи 21 Устава торгово-промышленной палаты российской Федерации" организации и предприниматели приобретают членство в торгово-промышленной палате России, вступая в члены торгово-промышленных палат, в статье устава палаты, закрепляющей обязанности членов палаты, необходимо предусмотреть, что члены торгово-промышленной палаты также обязаны соблюдать требования Устава торгово-промышленной палаты Российской Федерации, выполнять решения Съезда, Правления и Президиума Правления торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к исключительной компетенции высшего руководящего органа торгово-промышленной палаты относится решение следующих вопросов: изменение устава палаты; определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества палаты; образование исполнительного органа и досрочное прекращение полномочий исполнительного органа палаты; реорганизация и ликвидация палаты.
Однако в ст. N ... Устава Ленинградской областной торгово-промышленной палаты не содержится положения о том, что указанный орган не только избирает исполнительный орган и постоянно действующий руководящий коллегиальный орган управления палаты, но и так же досрочно прекращает их полномочия.
Положение пункта 2 статьи 31 Устава торгово-промышленной палаты Российской Федерации приведено в соответствие с пунктом 3 статьи 29 Закона N 7-ФЗ, а также требованием Минюста России. В этой связи устав Ленинградской областной торгово-промышленной палаты необходимо привести в соответствие с действующим законодательством и Уставом торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 29 Закона N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях" решение высшего органа управления некоммерческой организации по вопросам его исключительной компетенции принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Уставом торгово-промышленной палаты Российской Федерации предусмотрено, что решение по вышеуказанным вопросам принимается квалифицированным большинством 2/3 голосов членов, присутствующих на заседании высшего органа управления палаты, следовательно, данное положение должно быть отражено 14.
В абзаце 5 статьи 10 и в пункте 8 статьи 44 Устава торгово-промышленной палаты Российской Федерации предусмотрено, что Президиум Правления торгово-промышленной палаты Российской Федерации согласовывает кандидатуры на должность единоличного исполнительного органа торгово-промышленных палат путем проведения консультаций с членами соответствующей палаты на основании порядка, устанавливаемого Правлением торгово-промышленной палаты Российской Федерации
В этой связи в уставе Ленинградской торгово-промышленной палаты необходимо отразить положение, возлагающее на постоянно действующий руководящий коллегиальный орган управления торгово-промышленной палаты (правление) функцию по внесению в торгово-промышленную палату Российской Федерации на согласование кандидатуры на должность единоличного исполнительного органа торгово-промышленной палаты. Данное положение не будет нарушать принцип выборности, поскольку согласование кандидатуры происходит в форме консультации.
Учитывая, что пока положения Устава торгово-промышленной палаты Российской Федерации незаконными не признаны, то Устав Ленинградской торгово-промышленной палаты не должен противоречить Уставу торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что представление прокуратуры Ленинградской области об устранении нарушений федерального законодательства законно и обоснованно, в связи с чем, заявление Ленинградской областной торгово-промышленной палаты о признании незаконным представления прокуратуры Ленинградской области N ... от "дата" не подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судебная коллегия так же принимает во внимание, что заявление об обжаловании представления прокуратуры Ленинградской области в суд подано не надлежащим лицом, так как представление вынесено в адрес должностного лица - президента Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, который его не обжалует.
Заявление подписано представителем Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, т.е. фактически некоммерческой организацией, права и интересы которой данным представлением не нарушены.
Доводы представителя заявителя о том, что оспариваемым представлением нарушаются права некоммерческой организации, т.к. в представлении фактически ставится вопрос о внесении изменений в Устав, не состоятельны.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора может быть реализовано путем обращения в суд.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03.04.2013 года - отменить.
В удовлетворении заявления Ленинградской областной торгово-промышленной палаты о признании незаконным представления прокурора Ленинградской области от "дата" - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.