Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Пошурковой Е.В.
председательствующего
Цыганковой В.А.
судей
Савина В.В.
при секретаре
У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-528/12 по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на решение Куйбышевского районного суда от "дата" по иску Малинина Константина Валентиновича к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и Северо-Западному филиалу ФКУ "Госэкспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" о защите нарушенного жилищного права
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., объяснения истца Малинина К.В., представителя истца Малина К.В. - Долженко Л.А., представителя ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Шабановой Я.С., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Малинин К.В. обратился в суд к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, Северо-Западному филиалу ФКУ "Госэкспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" с требованиями о признании незаконным решения Жилищной комиссии и восстановлении его в очереди в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, в обоснование заявленных требований указав, что он проходит службу в " ... " с "дата" года, "дата" по решению Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу он был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. На основании решения Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от "дата" он был снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения по причине неправильности постановки на учет после "дата".
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2013 года признано незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от "дата" о снятии Малинина К.В. с учета нуждающихся в получении жилой площади в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, на Северо-Западный филиал ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу восстановить Малинина К.В. в очереди нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу просит решение Куйбышевского районного суда от 05 февраля 2013 года отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчик Северо-Западный филиал ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" решение суда не обжаловал, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, представителя своего в заседание судебной коллегии не направил, доказательств наличия уважительных причин неявки в суд не представил.
Согласно ч. 3 ст. 167 неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Малинин К.В. проходит службу в " ... " с "дата" года. С "дата" и по настоящее время служит в " ... " в должности " ... ", имеет звание " ... " с "дата" года.
С "дата" постоянно зарегистрирован в общежитии, расположенном по адресу: "адрес" принадлежащем ФГКУ "7 ОФПС по Санкт -Петербургу".
С "дата" Малинин К.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в Администрации Московского района Санкт-Петербурга.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от "дата" Малинин К.В. в соответствии со ст. 51 ч.1 п.1 ЖК РФ был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.
Из представленного в материалы дела копии акта проверки учёта военнослужащих, сотрудников противопожарной службы и спасателей, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), распределения и учёта жилого фонда в Северо-Западном региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от "дата" следует, что проверка проведена на основании решения коллегии МЧС России по Санкт-Петербургу.
Из этого же акта следует, что в результате проверки принято решение о пересмотре ранее принятых решений о постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений в отношении 43 сотрудников Федеральной противопожарной службы, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях после "дата", в том числе в отношении Малинина К.В.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от "дата" N ... Малинин К.В. снят с учёта нуждающихся в получении жилых помещений в системе МЧС России. Как видно из оспариваемого заявителем решения комиссия основывалась на данных акта проверки от "дата" и ст. 6 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 49, 51, 57 ЖК Российской Федерации (л.д. 8-9).
В своих возражениях на иск Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу ссылалось на незаконность принятого "дата" жилищной комиссией решения о принятии истца на учет, указывая на то, что на момент принятия решения Малинин К.В. не относился ни к одной категории лиц, постановка которых на учёт была предусмотрена нормами ЖК Российской Федерации или иными нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу указывает на неправильность применения судом для разрешения спора Постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", статьи 56 ЖК российской Федерации, Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
По мнению представителя ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу с введением в действие Федерального закона от "дата" N 122-ФЗ лица, проходящие службу в государственной противопожарной службе МЧС России, утратили правовые основания для постановки на учёт и обеспечения жилыми помещениями за счёт средств, выделяемых названному министерству из федерального бюджета.
Действительно, часть 2 статьи 8 Федерального закона от "дата" N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусматривающая возможность обеспечения в первоочередном порядке личного состава Государственной противопожарной службы жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы была признана утратившей силу Федеральным законом от "дата" N 122-ФЗ.
Как следует из преамбулы Федерального закона от "дата" N 122-ФЗ данный Закон принимался в целях решения задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Кроме того, в преамбуле Федерального закона от "дата" N 122-ФЗ указывалось, что его нормы должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав " ... "
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности, проживает в общежитии.
Предусмотренная статьёй 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата, предоставляемая в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, является одной из форм обеспечения сотрудников внутренних дел, а следовательно и сотрудников Государственной противопожарной службы (в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности") жилыми помещениями.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что законодательством, действующим в настоящее время на территории Российской Федерации, не предусмотрена возможность обеспечения жилыми помещениями сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России за счёт средств федерального бюджета, нельзя признать состоятельным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Данными Правилами установлен единый порядок постановки на учёт нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 12 Правил, ведение учёта сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы в органах Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В статье 56 ЖК Российской Федерации перечислены основания снятия лица с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Так, в соответствии с названой нормой права, гражданин снимается с учета в случае подачи им по месту учета заявления о снятии с учета; утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома и выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Данный перечень оснований является исчерпывающим.
Статья 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В администрации района по месту жительства Малинин К.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с "дата".
В акте проверки учёта военнослужащих, сотрудников противопожарной службы и спасателей, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), распределения и учёта жилого фонда в Северо-Западном региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от "дата", которым руководствовалась жилищная комиссия ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу при вынесении "дата" решения о снятии Малинина К.В. с учёта нуждающихся в предоставлении жилых помещений, отсутствует указание на то, что комиссией, осуществлявшей проверку, установлены факты представления истцом в жилищную комиссию сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, или неправомерных действий должностных лиц жилищной комиссии при решении "дата" вопроса о принятии истца на учёт.
Оснований, предусмотренных ст.6 Федерального закона от "дата" N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", для снятия Малинин К.В. с учёта суду первой инстанции также не представлено.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что Малинин К.В. пропустил срок для обжалования решения Жилищной комиссии от "дата", поскольку такое решение подлежит обжалованию в порядке главы 25 ГПК РФ, является несостоятельным.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в данном случае отношения, возникшие между истцом и ответчиками, нельзя расценивать как публично-правовые, истцом заявлены требования о восстановлении его в жилищных правах, которые подлежали рассмотрению в порядке искового производства.
Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, соответственно, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.