заместитель председателя Санкт-Петербургского городского суда Кудряшова В.В., рассмотрев жалобу Чинина Д.А. в защиту
Негосударственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования "Санкт-Петербургский
Гуманитарный университет профсоюзов" (далее - Университет
профсоюзов), ИНН N ... , КПП N ... , расположенного
по адресу: "адрес",
на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 182 Санкт-Петербурга от 12 августа 2013 года и решение судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 182 Санкт-Петербурга от 12 августа 2013 года Университет профсоюзов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере пятидесяти пяти тысяч рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2013 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе защитник Чинин Д.А. просит состоявшиеся судебные решения отменить, производство по делу прекратить, поскольку вмененное Университету профсоюзов нарушение ст. 15 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" не определяет требования к приему граждан в образовательные учреждения. Полагает, что письмо Федерального центра тестирования не соответствует требованиям ст. 26.7 КоАП РФ. Также защитник указывает на то, что Постановлением Правительства РФ от 27.01.2012 N 36 не установлено конкретное лицо, ответственное за внесение сведений в Федеральную информационную систему ЕГЭ. Кроме того, отсутствие сведений в ФИС ЕГЭ не влияет на порядок приема граждан в Университет профсоюзов и не ограничивает прав граждан на поступление в него. Ранее, Университет профсоюзов уже был привлечен за данное правонарушение, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Проверив материалы дела, нахожу состоявшиеся судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (действовавшего до 01 сентября 2013 года) Федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Под федеральным государственным надзором в области образования понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность, их руководителями и иными должностными лицами (далее для целей настоящей статьи - юридические лица) требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области образования, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами своей деятельности.
Пунктом 3 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства N 164 от 11 марта 2011 года, установлено, что государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 Положения государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными органами в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства Российской Федерации в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования (п. 7 Положения).
Таким образом, государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования высших учебных учреждений может быть осуществлен только в форме плановой, либо внеплановой проверки.
При этом необходимо издание распоряжения о проведении проверки, по результатам которой составляется акт (п. 16 Положения).
Из протокола об административном правонарушении следует, что проверка в отношении Университета профсоюзов не проводилась. Правонарушение было выявлено сотрудником отдела лицензионного контроля Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора в результате проведения мониторинга (л.д. 4), однако Законом "Об образовании" такого вида государственного надзора за образовательными учреждениями не установлено.
Акта проверки в материалах дела не имеется, также как и распоряжения о проведении проверки.
Также материалы дела не содержат письма начальника Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями, на основании которого были получены сведения об образовательных учреждениях высшего образования, не подключившихся к защищенной сети Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования".
Ответ данного Центра, имеющийся в материалах дела, является не заверенной ксерокопией (л.д. 10-13), в связи с чем не может быть признан допустимым доказательством.
При таких обстоятельствах, поскольку сведения о нарушении Университетом профсоюзов порядка приема в образовательную организацию были получены с нарушением установленной действующим законодательством процедуры, документ, в котором они зафиксированы, не может быть признан допустимым доказательством по делу, следовательно, доказательства, на основании которых Университет профсоюзов был привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ, не являются достаточными для установления его виновности в совершении указанного правонарушения.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка N 182 Санкт-Петербурга от 12 августа 2013 года и решение судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2013 года в отношении Университета профсоюзов подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, поскольку не доказаны обстоятельства, на основании которых были вынесены указанные судебные решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу Чинина Д.А. в защиту Университета профсоюзов удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 182 Санкт-Петербурга от 12 августа 2013 года и решение судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Заместитель председателя
Санкт-Петербургского
городского суда В.В. Кудряшова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.