Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Гедыгушева М.И.,
судей Мекеровой С.Р., Безгиновой Л.А.,
при секретаре Джигаль И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корытина А.П., Власова С.Ф., Копейка Н.Г., Серяка А.Е., Голикова В.Г., Могильного Н.Г. к Военному комиссариату Ставропольского края о признании неправомерными действий комиссариата и перерасчете ежемесячного пожизненного материального обеспечения по апелляционной жалобе Корытина А.П., Копейка Н.Г., Серяка А.Е., Могильного Н.Г. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Мекеровой С.Р., выслушав объяснения Корытина А.П., Копейка Н.Г., Серяка А.Е., Могильного Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корытин А.П., Власов С.Ф., Копейка Н.Г., Серяк А.Е., Голиков В.Г., Могильный Н.Г. обратились с иском к Военному комиссариату Ставропольского края о признании неправомерными действий комиссариата и перерасчете ежемесячного пожизненного материального обеспечения.
В обоснование иска истцы указали, что являются пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации, состоят не пенсионном учете в Военном комиссариате Ставропольского края.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" им, непосредственным участникам испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в размере 1,5 оклада по воинской должности.
В течение более десяти лет, до 1 января 2012 года им выплачивалась пенсия военным комиссариатом Ставропольского края с учетом окладов по воинской должности с коэффициентом 1,5.
С января 2012 года ответчик приостановил указанные выплаты без разъяснений, а в феврале 2012 года выплатил пенсии с учетом коэффициента 1,25, установленного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011года N1745 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РФ", которым внесены изменения в подпункт "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563.
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года N 1745 не содержит положения об отмене ранее установленного увеличения должностного оклада в 1,5 раза при исчислении пенсии бывшим военнослужащим осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса, потому не может рассматриваться как не допускающий (запрещающий) реализацию возникшего ранее права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию, из расчета должностного оклада в размере 1,5 оклада по воинской должности и после 31 декабря 2011 года.
Конституционный принцип длящихся правоотношений подразумевает обещание государства выполнять свои обязательства, которые возникли до вступления Закона в действие.
Установив надбавку в размере 1,25 оклада по воинской должности, ответчик придал закону обратную силу, что в данном случае не допустимо.
Истцы просят признать неправомерными действия Военного комиссариата Ставропольского края по выплате им пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года N 1745 с учетом коэффициента 1,25 по воинской должности с 01 января 2012 года, вместо 1,5.
Обязать Военный комиссариат произвести перерасчет ежемесячного пожизненного материального обеспечения к должностному окладу за период с января 2012 года по сентябрь 2012 года, выплатить задолженность без учета инфляции: Копейка Н.Г- ... рублей, Корытину А.П.- ... рублей, Власову С.Ф.- ... рублей, Серяк А.Е.- ... рубль, Голикову В.Г.- ... рубль, Могильному Н.Г.- ... рублей и в дальнейшем пожизненно выплачивать им пенсию в соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года N1563 с учетом коэффициента, равного не менее 1,5 оклада по воинской должности каждого истца.
Решением суда от 29 октября 2012 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Корытин А.П., Копейка Н.Г., Серяк А.Е., Могильный Н.Г. ставят вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года N 1745, которым подпункт "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 изложен в новой редакции, не может применяться к пенсионерам, вышедшим на пенсию до 1 января 2012 года, поскольку прямо не предусматривает изменение для военных пенсионеров ранее установленного коэффициента к окладу по воинской должности 1,5, на 1,25.
Федеральный закон от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ " О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" изменяет только правовое регулирование в области обеспечения военнослужащих денежным довольствием и соответственно пенсионное обеспечение военных пенсионеров, но не регулирует ежемесячное дополнительное пожизненное материальное обеспечение, в связи с чем, не может применяться при выплате социального пособия.
В связи с применением нового коэффициента к окладу по воинской должности, установленного
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года, нарушены их права по выплате ежемесячного дополнительного пожизненного материального обеспечения, поскольку величина этого обеспечения существенно уменьшена по сравнению с этой мерой социальной поддержки, выплачиваемой действующим военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации.
В заседание коллегии истцы Власов С.Ф., Голиков В.Г., представитель Военного комиссариата Ставропольского края, извещенные заблаговременно надлежащим образом, не явились. О причинах неявки суд не известили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
В заседании коллегии истцы Корытин А.П., Копейка Н.Г., Серяк А.Е., Могильный Н.Г. поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно статье 43 названного Закона (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в том числе проходившим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
В соответствии со статьей 49 данного Закона назначенные пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
Федеральным законом от 07 ноября 2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (статья 2 пункт 2).
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 3 Указа военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, установлены оклады по воинским должностям в размере 1,5 окладов по воинским должностям, предусмотренных соответственно штатами (штатными расписаниями), нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 N 1745 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" в подпункт "г" пункта 3 Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 внесены изменения, согласно которым гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, установлены соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), установленными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истцы Корытин А.П., Власов С.Ф., Копейка Н.Г., Серяк А.Е., Голиков В.Г., Могильный Н.Г. являются пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации и получают пенсию за выслугу лет в военном комиссариате Ставропольского края.
При назначении истцам пенсии установлено ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с увеличением оклада по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", в редакции, действующей на момент назначения пенсии.
С 1 января 2012 года указанное увеличение оклада по воинской должности установлено истцам в размере 1,25 должностного оклада в соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 N 1745 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации".
Судом установлено, что до 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,5 раза у Корытина А.П. составлял ... рублей, размер пенсии составлял ... рубля.
С 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,25 раза Корытина А.Г. составил ... рублей, размер пенсии составил ... рублей. С 01 января 2012 года увеличение должностного оклада произошло в 4,8 раза, а суммы пенсии в 2,05 раза.
До 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,5 раза у Власова С.Ф. составлял ... рублей, размер пенсии составлял ... рублей.
С 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,25 раза у Власова С.Ф. составил ... рублей, размер пенсии составил ... рублей. С 01 января 2012 года увеличение должностного оклада произошло в 4,5 раза, а сумма пенсии в 1,9 раза.
До 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением 1,5 раза у Копейка Н.Г. составлял ... рублей, размер пенсии составлял ... рубль.
С 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,25 раза у Копейка Н.Г. составил ... рублей, размер пенсии составил ... рублей. Увеличение должностного оклада произошло в 4,4 раза, а суммы пенсии в 1,9 раза.
До 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,5 раза у Серяк А.Е. составлял ... рублей, размер пенсии составлял ... рублей.
С 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,25 раза у Серяк А.Е. составил ... рублей, размер пенсии составила ... рубля. Увеличение должностного оклада произошло в 4,5 раза, а суммы пенсии в 1,9 раза.
До 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,5 раза у Голикова В.Г. составлял ... рубль, размер пенсии составил ... рублей.
С 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,25 раза у Голикова В.Г. составил ... рублей, размер пенсии составил ... рубль. Увеличение должностного оклада произошло в 4,5 раза, а суммы пенсии в 2,0 раза.
До 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,5 раза у Могильного Н.Г. составлял ... рублей, размер пенсии составлял ... рублей.
С 01 января 2012 года должностной оклад с увеличением в 1,25 раза у Могильного Н.Г. составил ... рублей, размер пенсии составил ... рубля. Увеличение должностного оклада произошло в 4,5 раза, а суммы пенсии в 2,0 раза.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что с 01 января 2012 года подлежали пересмотру размеры пенсий, назначенные до 01 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года N 1745.
Размер ранее предоставлявшейся истцам меры социальной поддержки в денежном выражении не снижен, а повышен за счет существенного увеличения размера окладов по воинским должностям, в процентном отношении к которым определяется размер дополнительного материального обеспечения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года N 1745, которым подпункт "г" пункта 3 Указа Президента РФ от 23 августа 2000 года N 1563 изложен в новой редакции, не может применяться к пенсионерам, вышедшим на пенсию до 1 января 2012 года, поскольку прямо не предусматривает возможность изменения для военных пенсионеров ранее установленного коэффициента к окладу по воинской должности, основаны на ошибочном толковании указанных нормативно-правовых актов.
По смыслу преамбулы Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и фактически выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 399-О-О).
Изложенные в этом Указе меры социальной поддержки установлены на срок до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
В Указе от 31 декабря 2011 года N 1745 Президент Российской Федерации, поручив Правительству Российской Федерации установить военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, перечисленных в Указе, оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, определил тем самым размер меры социальной поддержки военнослужащих - специалистов ядерного оружейного комплекса применительно к новым окладам по воинской должности, введенным с 1 января 2012 года, то есть с даты вступления в силу федеральных законов, изменивших регулирование обеспечения военнослужащих денежным довольствием и предоставления им дополнительных выплат.
При этом объем ранее предоставлявшейся меры социальной поддержки в денежном выражении не снижен, а повышен за счет существенного увеличения размера окладов по воинским должностям, в процентном отношении к которым определяется размер дополнительного материального обеспечения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 ноября 2008 года N 11-П, определения от 11 июля 2002 года N 191-О, от 16 мая 2007 года N 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П и др.).
Исходя из изложенного, правовых оснований для сохранения с 1 января 2012 года ежемесячного пожизненного материального обеспечения в размере 1,5 оклада по воинской должности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 N 1563 не имелось, поскольку в связи с изменением законодательства, регулирующего порядок пересмотра получаемой пенсии военнослужащим до 01 января 2012 года, законодателем установлен иной порядок исчисления пенсии и пересмотра назначенной ранее пенсии.
В данном случае положения пункта "г" Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 N 1563 не подлежат применению с 01 января 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что применением нового коэффициента к окладу по воинской должности нарушено их право на получение ежемесячного дополнительного пожизненного материального обеспечения, поскольку величина этого обеспечения существенно уменьшена по сравнению с этой мерой социальной поддержки, выплачиваемой действующим военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, являются необоснованными.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1800 "По запросам Свердловского районного суда города Костромы о проверке конституционности части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого законодательством о статусе военнослужащих, и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 429-О). Этот вывод обусловлен и особенностями правового положения военнослужащих, которые, в отличие от лиц, уволенных с военной службы, продолжают исполнять обязанности, связанные с необходимостью выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а также осуществляют деятельность, направленную на постоянное повышение квалификации и совершенствование своей профессиональной подготовки.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Корытина А.П., Копейка Н.Г., Серяка А.Е., Могильного Н.Г. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.