Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н.П.
судей Савина А.Н., Дубинина А.И.
с участием секретаря судебного заседания Строганова С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - Савченко С.И.
на решение Пятигорского городского суда от 02 октября 2012 года
по иску прокурора города Пятигорска в интересах Махонина С.В. к администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Савина А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
В августе 2012 года прокурор города Пятигорска, в интересах Махонина С.В., обратился в суд с иском к администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о представлении ему жилого помещения вне очереди в порядке Федерального закона N 159-ФЗ "О социальных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" \л.д. 5-7\.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда от 02 октября 2012 года иск прокурора в интересах Махонина С.В. удовлетворен частично. Суд обязал администрацию города Пятигорска, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить Махонина С.В., ... года рождения, жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм \л.д. 65-66, 67-75\.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - Савченко С.И. указывает на отсутствие правовых основанной к возложению на Министерство обязанности по предоставлению жилья непосредственно конкретному лицу. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку министерство передало имеющиеся финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В объеме доведенных лимитов бюджетных средств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты или предоставляют субсидии детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Считает, что министерство надлежаще исполнило полномочия, возложенные на него законодательством \л.д. 78-80\.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор, участвовавший в деле Швец Е.С., считает решение суда законным и обоснованным \л.д. 84-86\.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, заслушав прокурора Ледовскую Н.В., полагавшую решение суда подлежащим отмене в части, представителя администрации города Пятигорска - Прибыткова М.С., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади вне очереди.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Из материалов дела усматривается, что постановлением руководителя администрации города Пятигорска от 04 апреля 2008 года N ... Махонин С.В. поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, Махонин С.В., имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди в порядке Федерального закона N 159-ФЗ "О социальных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия с учетом места жительства Махонина С.В., имеющего статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вышеуказанных требований ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положений Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 года N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приходит к выводу о том, что в данном случае суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению Махонину С.В. жилой площади на администрацию города Пятигорска.
Так, в соответствии с Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете на очередной финансовый год. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учётом обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года N 60-П Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено как уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее Порядок).
Согласно п. 3 указанного Порядка субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.
Возлагая обязанность по обеспечению жилым помещением непосредственно на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство не представило суду каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что им выделялись денежные средства на приобретение жилого помещения для Махонина С.В.
Вместе с тем, согласно Приложению 14 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2012 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2012 году на реализацию Закона Ставропольского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", управлению образования отделу опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств краевого бюджета в 2012 году выделено ... рублей. Кроме того, 13.09.2012 года были перечислены средства федерального бюджета в сумме ... рублей на реализацию переданных полномочий.
В объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 "Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. N 60-п.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части удовлетворения исковых требований к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске в данной части.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1., п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда от 02 октября 2012 года в части возложения обязанности на администрацию города Пятигорска обеспечить Махонина С.В., ... года рождения, уроженца города ... жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм оставить без изменения.
Это же решение Пятигорского городского суда от 02 октября 2012 года в остальной части отменить. Принять по делу в отмененной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Пятигорска, в интересах Махонина С.В. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди помещения по договору социального найма отказать.
Апелляционную жалобу представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - Савченко С.И. удовлетворить.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.