Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н. П.,
судей Турлаева В. Н., Медведевой Д. С.,
при секретаре судебного заседания Антонове А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Филиала N 8 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, поданной полномочным представителем Козинко Э. Э.,
на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 18 декабря 2012 года
по иску прокурора г. Кисловодска в интересах ребенка-инвалида Самарина Кирилла Сергеевича к Фонду социального страхования РФ в лице ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиала N 8 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия Фонда социального страхования РФ, выразившегося в непредоставлении ребенку-инвалиду санаторно-курортного лечения за 2009 год, о возложении обязанности восстановить нарушенное право ребенка-инвалида на получение государственной социальной помощи и предоставить путевку на санаторно-курортное лечение с сопровождением по профилю заболевания за 2009 год в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу,
заслушав доклад судьи Турлаева В. Н.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кисловодска, действуя в интересах ребенка-инвалида Самарина К. С., ... года рождения, обратился в суд с иском к Фонду социального страхования РФ в лице ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиала N 8 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия Фонда социального страхования РФ, выразившегося в непредоставлении ребенку-инвалиду санаторно-курортного лечения за 2009 год, о возложении обязанности восстановить нарушенное право ребенка-инвалида на получение государственной социальной помощи и предоставить путевку на санаторно-курортное лечение с сопровождением по профилю заболевания за 2009 год в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование своих требований истец указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, проведенной по обращению законного представителя Самарина К. С. - Самариной М. С., установлено, что несовершеннолетний Самарин Кирилл, ... года рождения, является инвалидом и по состоянию здоровья нуждается в ежегодной реабилитации по профилю "болезни уха". Согласно медицинским документам, программе реабилитации Самарину К. С. показано санаторно-курортное лечение в г. Геленджике Краснодарского края, где находится санаторий "Дружба" узкой специализации, в котором осуществляется лечение детей, страдающих болезнями уха, где имеется необходимая аппаратура и медицинское оборудование для лечения подобных заболеваний. 15.12.2009 года Самариной М. С. в филиал N 8 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ подано заявление о предоставлении Самарину К. С. в 2009 году санаторно-курортной путевки по профилю его заболеванию с сопровождающим лицом, которая до настоящего времени ответчиком не предоставлена. При этом вместо санаторно-курортного лечения, предусмотренного программой реабилитации, в 2010-2011 годах ответчиком Самарину К. С. предлагались путевки в несоответствующие по профилю заболевания санатории г. Кисловодска и г. Пятигорска, от которых Самарина М. С. отказалась.
Обжалуемым решением Кисловодского городского суда от 18 декабря 2012 года исковые требования прокурора г. Кисловодска, действовавшего в интересах ребенка-инвалида Самарина К. С., удовлетворены.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика филиала N 8 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Козинко Э. Э. просит указанное решение отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что при принятии решения суд не учел, что Фонд социального страхования осуществляет организацию приобретения путевок на санаторно-курортное лечение в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Путевки приобретаются исключительно в пределах выделенного финансирования, по установленным законом правилам, путем заключения государственного контракта с участником конкурса, признанным победителем и предложившим наименьшую цену. Согласно п. 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития N 328 от 29.12.2004 года, граждане при наличии медицинских показаний получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04 и с данной справкой и иными необходимыми документами обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ, которые не позднее 10 дней с момента поступления такого заявления сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. В соответствии с инструкцией по заполнению формы N 070/у-04 "справка для получения путевки", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития N 256 от 22.11.2004 года, пункты "Предпочтительное место лечения" и "Рекомендуемые сезоны лечения" не обязательны для заполнения, носят рекомендательный характер, а сама справка носит предварительный информационный характер. Обращаясь за получением путевки 15.12.2009 года, Самарина М. С. представила справку N 1745 от 08.12.2009 года, выданную лечащим врачом МУЗ "Кисловодская детская городская больница", согласно которой основным заболеванием ребенка-инвалида Самарина К. С. являются болезни уха. Суд не дал должной оценки тому, что Самариной М. С. неоднократно предлагались санаторно-курортные путевки для Самарина К. С.: 18.10.2010 года в санаторий ООО "Машук" г. Пятигорска, 23.01.2011 года, 17.10.2011 года, 17.12.2011 года и 07.12.2012 года - в санаторий "Нарзан" г. Кисловодска, от которых она отказалась, ссылаясь на необходимость предоставления путевки в санаторий "Дружба" г. Геленджик Краснодарского края. Суд не принял во внимание, что по результатам торгов Фондом социального страхования РФ в 2012 году заключен государственный контракт с победителем - санаторием "Нарзан" г. Кисловодска, специализирующемся на лечении заболеваний уха. Государственный контракт с санаторием "Дружба" г. Геленджика не заключался. Суд не учел, что санаторно-курортная путевка для Самарина К. С. предлагалась по профилю его заболевания. При вынесении решения суд не применил специальные нормы закона, а именно, положения ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития N 328 от 29.12.2004 года, где установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых на получение санаторно-курортной путевки. В указанный перечень предоставление, а тем более исполнение индивидуальной программы реабилитации не входит, в связи с чем, считает, что судом был сделан ошибочный вывод по обязательному исполнению индивидуальной программы реабилитации. Суд не учел отсутствие доказательств тому, что санаторий "Дружба" в г. Геленджике имеет узкую специализацию по лечению детей, страдающих болезнями уха, имеет необходимую аппаратуру и медицинское оборудование для лечения таких заболеваний, что после прохождения лечения в этом санатории дети возвращаются с положительной динамикой, начинают слышать. Истцом суду не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих об уклонении Фонда социального страхования РФ от предоставления ребенку-инвалиду санаторно-курортной путевки.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Воблова Д. Н., поддержавшего доводы жалобы и просившего об их удовлетворении, заключение прокурора Ледовской Н. В. об отсутствии правовых оснований для отмены судебного решения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для его отмены не имеется.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со ст. 9 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Указанный федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года N 2347-р и включает в себя в числе прочих реабилитационных мероприятий инвалида санаторно-курортное лечение (пункт 3).
В ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" указано, что социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, в том числе детям-инвалидам, в целях профилактики заболеваний осуществляется в рамках предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и регулируется ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2, ст. 6.3 вышеуказанного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, то есть период с 01 января по 31 декабря текущего года.
В целях реализации ст. 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи" Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ от 29.12.2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Пунктами 3.1, 3.3 вышеназванного Порядка предусматривается, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
В соответствии с п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда социального страхования РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда.
На основании решения врачебной комиссии о направлении на санаторно-курортное лечение больному выдается справка для получения путевки, которая действительна в течение 6 месяцев. Форма такой справки (N 070/у-04) утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение".
Получив надлежаще оформленную справку для получения путевки, гражданин обращается с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Путевка должна быть выдана и получена гражданином не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, в оформленном и заполненном виде.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Самарин К. С., ... года рождения, является ребенком-инвалидом и относится к кругу лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида Самарина К. С. предусматривает проведение ему санаторно-курортного лечения по профилю заболевания для слабослышащих в г. Геленджик 1 раз в год в течение 21 дня.
15.12.2009 года Самарина М. С., как законный представитель ребенка-инвалида, в установленном законом порядке обратилась в филиал N 8 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении Самарину К. С. в 2009 году путевки на санаторно-курортное лечение по профилю болезни уха, приложив выданную 08.12.2009 года МУЗ "Кисловодская детская городская больница" справку для получения путевки по форме 070/у-04, где в разделе "Предпочтительное место лечения" также, как в индивидуальной программе реабилитации Самарина К. С. указан г. Геленджик (л. д. 12-13).
Однако путевка ребенку-инвалиду в 2009 году предоставлена не была. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются. При этом в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, что своевременно путевка Самарину К. С. не была предоставлена в 2009 году по объективным причинам, в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета.
Филиалом N 8 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ законному представителю ребенка-инвалида Самариной М. С. предлагались санаторно-курортные путевки для Самарина К. С.: 18.10.2010 года в санаторий ООО "Машук" г. Пятигорска, 23.01.2011 года, 17.10.2011 года, 17.12.2011 года и 07.12.2012 года - в санаторий "Нарзан" г. Кисловодска, от которых она была вынуждена отказаться, поскольку предлагаемый ответчиком регион прохождения санаторно-курортного лечения не соответствовал индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида и аналогичным рекомендациям лечащего врача, указанным в справке.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что факт нарушения права ребенка-инвалида Самарина К. С. на обеспечение бесплатной путевкой на санаторно-курортное лечение был подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств и не оспаривался ответчиком, суд первой инстанции в соответствии со ст. ст. 10, 11 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ст. ст. 6.1, 6.2 ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", положениями Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года N 328, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергается.
Удовлетворяя исковое заявление прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не исполнен индивидуальный план реабилитации ребенка-инвалида Самарина К. С., что является нарушением требований ч. 2 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", согласно которой индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание объективные причины предоставления санаторно-курортных путевок в порядке очередности и тот факт, что периодом предоставления социальной услуги является период с даты приобретения права на ее получение до 31 декабря текущего года, не могут являться основанием для отмены решения суда.
ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения ч. 2 ст. 6.3 указанного ФЗ, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования.
Утверждения в жалобе на нарушение прав третьих лиц, стоящих в очереди на получение санаторно-курортных путевок, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку право Самарина К. С. на бесплатное санаторно-курортное лечение не может быть поставлено в зависимость от прав других граждан на данный вид государственной социальной помощи.
Приведенные в жалобе доводы о невозможности предоставления Самарину К. С. путевки на санаторно-курортное лечение за 2009 год в 2013 году также не могут послужить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку данное обстоятельство - истечение календарного срока предоставления путевки не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению ребенка-инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение.
Ссылки ответчика на ненадлежащее финансирование расходов на приобретение санаторно-курортных путевок нельзя признать основанными на законе, так как отсутствие в бюджете Фонда социального страхования РФ достаточных денежных средств для своевременного обеспечения Самарина К. С. путевкой на санаторно-курортное лечение при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Непредоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии всех установленных законом условий нарушает права ребенка-инвалида Самарина К. С., гарантированные ему действующим законодательством.
Кроме того, на основании ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" законный представитель ребенка-инвалида Самарина К. С. - Самарина М. С. определила для него наиболее приемлемую форму получения социальной поддержки в натуральной форме, в материалы дела не представлены доказательства отказа законного представителя Самарина К. С. от набора социальных услуг с целью получения ежемесячной денежной выплаты с учетом их стоимости.
Учитывая, что Самарин К. С. не смог своевременно реализовать гарантированное ему законом право на санаторно-курортное лечение не по своей вине, сохранил право на обеспечение его путевкой на рекомендованное ему санаторно-курортное лечение, суд верно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и обязании предоставления Самарину К. С. путевки согласно медицинским рекомендациям по профилю заболевания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком выполнены обязательства по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, являлись основанием его процессуальной позиции, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, подробно изложены и исследованы судом и получили свою надлежащую оценку в принятом решении по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, полно и правильно установил юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Они не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы послужить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 18 декабря 2012 года оставить без изменений, апелляционную жалобу филиала N 8 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.