Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.
судей Свечниковой Н.Г., Шетогубовой О.П.
секретаря судебного заседания Сухомлиновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края - Першиной Т.А.,
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 01 октября 2012 года,
по гражданскому делу по иску Карагодина В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников Великой Отечественной войны, перерасчете ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 года, возмещении судебных расходов,
заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Карагодин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников Великой Отечественной войны, перерасчете ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 года, возмещении судебных расходов.
Свои требования мотивировал тем, что он является сыном Карагодина А.В., погибшего 07.01.1995г. в Республике Чечня при исполнении обязанностей военной службы. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении Карагодина В.А. от 26.01.1993г., свидетельством о смерти Карагодина А.В. серии от 18.05.2004 года.
В связи с гибелью отца Карагодину В.А. было направлено извещение Военного комиссариата СК о том, что он и его семья имеют право пользоваться льготами, установленными законодательством РФ.
Закон СССР от 01.08.1989 г. N 313-1, распространив на родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, льготы, установленные для участников Великой Отечественной Войны, признал их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ) (ст.44), размер которой прописан (и меняется с учетом индексации) в п.п. 2 п.4 ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах". ЕДВ представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.07 г. N 331-О-П ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 г., в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны, не может быть ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п. 2 п. 4 ст.23.1 Федерального Закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона ""О ветеранах" от 12.01.95 г. "N 5-ФЗ (в ред., действующей до 01.01.2005г.), права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены, а в соответствии с п.4 ст. И - ФЗ и иные нормативные правовые акты, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим ФЗ, являются недействительными.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004г. N122-ФЗ Карагодин В.А. должен был иметь право на получение ЕДВ в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1 ФЗ "О ветеранах" для участников Великой Отечественной войны. Однако, с 01.01.2005г. ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края указанная ЕДВ была назначена Карагодину В.А. в меньшем размере. Тем самым ему отменили ранее установленные льготы и гарантии без равноценной замены, нарушив ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ.
Просит суд обязать Государственное учреждение-Управление ПФ РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить ему ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 01 января 2005г., произвести перерасчет с 01 января 2005г. по день вступления решения суда в законную силу с учетом индексации ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны; возместить в пользу Карагодина В.А. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 01 октября 2012 года исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Першина Т.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона СССР от 01.08.1989 г. N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О ветеранах", установил, что Карагодин В.А. является сыном военнослужащего Карагодина А.В., погибшего 07.01.1995 года при исполнении обязанностей военной службы, что подтверждается свидетельством о смерти Карагодина А.В. от 18.05.2004г.
В связи с гибелью отца истец является получателем ЕДВ по категории "член семьи погибших при исполнении обязанностей военной службы", установленной в соответствии с нормами Федерального закона N5-ФЗ с 01.01.2005 и выплачиваемой в настоящее время, и на него распространяются льготы, предусмотренные для участников ВОВ.
Карагодин В.А. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, с 01.01.2005 г., а также о перерасчете ей размера ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 г. по настоящее время с учетом индексации. Однако, в соответствии с ответом начальника УПФ РФ по
г. Ставрополю Шиянова А.С. N 09-08/233 от 19.06.2012 г. ему было отказано (л.д.14).
Верно установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дав им надлежащую юридическую оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Карагодину В.А., ранее пользовавшемуся льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Правильность данной правовой позиции подтверждается определением Конституционного суда РФ от 04.04.2007 г. N 331-О-П, в котором указано, что по смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года
N 502-О).
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
При таких обстоятельствах суд правомерно возложил обязанность на ответчика назначить Карагодину В.А. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ с 01.01.2005 г. и произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 г. по день вступления решения суда в законную силу с учетом индексации.
В части взыскания судебных расходов коллегия считает решение суда первой инстанции правильным, постановленным в соответствии со ст. 100 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения и исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает решение и ссылается на нарушение норм материального права. Между тем, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, установленных
ст. 330 ГПК РФ, жалоба не содержит.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ оспариваемое решение постановлено по заявленным требованиям, юридически значимые обстоятельства судом установлены и исследованы с достаточной полнотой, имеющимся доказательствам дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 01 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.