Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Шетогубовой О.П.,
судей
Ковалевой Ю.В., Свечниковой Н.Г.,
с участием прокурора
Протасовой О.Б.,
при секретаре
Федоренко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление помощника прокурора Александровского районного Ставропольского края Миронова Е.К. на решение Александровского районного суда Ставропольского края от 19.12.2012 по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Александровского района Ставропольского края Чаплыгина В.Н. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Отделу образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края, Муниципальному казенному учреждению Александровского муниципального района Ставропольского края "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений", Министерству образования Ставропольского края о возложении обязанности по обеспечению учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Александровского района Ставропольского края комплектами учебников по потребности в соответствии с образовательными программами общего образования,
заслушав доклад судьи Ковалевой Ю.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Александровского района Ставропольского края Чаплыгин В.Н. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Отделу образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края, Муниципальному казенному учреждению Александровского муниципального района Ставропольского края "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений", Министерству образования Ставропольского края о возложении обязанности по обеспечению учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Александровского района Ставропольского края комплектами учебников по потребности в соответствии с образовательными программами общего образования.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Александровского района Ставропольского края по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения Отделом образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края законодательства об образовании.
В ходе проверки установлено, что Отделом образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края допущены нарушения требований Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 10.06.1992 N3266-1 "Об образовании", гарантирующих общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В истекший период 2012-2013 учебного года сумма финансирования образовательных учреждений из бюджетов различных уровней на приобретение учебников составила ( ... ) рублей, из них: из федерального бюджета - ( ... ) рублей, из краевого бюджета Министерством образования Ставропольского края выделено всего ( ... ) рублей, что позволило обеспечить фонд библиотек школ всего на 32%, остальные учебники приобретаются за счет родительских средств. Учебниками обеспечиваются лишь социально незащищенные категории детей, обучающихся в школах Александровского района Ставропольского края (дети-сироты, малоимущие дети, дети, находящиеся под опекой). Вместе с тем, в общеобразовательных школах района обучается 4235 детей, потребность в получении учебников в 2012-2013 учебном году составила 47048 экземпляров учебников, при наличии в библиотечном фонде образовательных учреждений 10565 экземпляров и приобретенных в 2012 году 2508 экземпляров учебников. Формирование заказов на получение учебников для образовательных учреждений в Александровском районе Ставропольского края осуществляет Муниципальному казенному учреждению Александровского муниципального района Ставропольского края "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений", общее руководство которым осуществляет Отдел образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края.
Таким образом, в нарушение положений Закона РФ "Об образовании" Министерством образования Ставропольского края и Отделом образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края в рамках реализации вопроса общедоступности и бесплатности общего образования, действенных мер по обеспечению учащихся 1-11 классов образовательных учреждений Александровского района необходимыми комплектами учебников не принято, что привело к нарушению их конституционных прав на получение общедоступного образования.
Отдел образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края исковые требования не признал, сославшись на то, что ежегодно Министерство образования Ставропольского края направляет приказ "О распределении средств на приобретение учебной литературы", однако количество учебной литературой, получаемое за счет данного распределения из бюджета Ставропольского края, недостаточно для 100% охвата обучающихся Александровского района Ставропольского края.
Муниципальное казенное учреждение Александровского муниципального района Ставропольского края "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений" исковые требования не признало, сославшись на то, что надлежащим образом выполняет возложенные на него обязанности, для полного обеспечения детей с 1 по 11 класс учебным материалом необходимо еще 47048 учебников, с учетом уже полученных 2508.
Министерство образования Ставропольского края также исковые требования не признало, сославшись на то, что из-за недостаточного финансирования количество учебников, необходимых для обеспечения в полном объеме учащихся с 1 по 11 классов, ограничено.
Решением от 19.12.2012 Александровский районный суд Ставропольского края в удовлетворении исковых требований прокурора Александровского района Ставропольского края о возложении обязанности по обеспечению учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Александровского района Ставропольского края комплектами учебников по потребности в соответствии с образовательными программами общего образования отказал.
Не согласившись с решением Александровского районного суда Ставропольского края от 19.12.2012, помощник прокурора Александровского района Ставропольского края Миронов Е.К. обратился с апелляционным представлением, в котором просит указанное решение отменить, ссылаясь на то, что Отдел образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края и МКУ "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений" сформировали заказы не на всех обучающихся, данные заказы суду не представили, а Министерство образования Ставропольского края не обеспечило учащихся с 1 по 11 классов необходимым количеством учебников.
В судебном заседании представитель Отдела образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края Луговской Д.А. и представитель МКУ "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений" Бурда Н.С. просили решение Александровского районного суда Ставропольского края от 19.12.2012 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Помощник прокурора Прокуратуры Ставропольского края Протасова О.Б. просила апелляционное представление прокурора удовлетворить, решение Александровского районного суда Ставропольского края от 19.12.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований прокурора.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, а также заключение прокурора, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда приходит к выводу о том, что решение Александровского районного суда Ставропольского края от 19.12.2012 подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 327? ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, возражениях относительно представления.
Согласно статье 196 ГПК РФ, при принятии решения, суд оценивает представленные доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, а какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу требований статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора Александровского района Ставропольского края Чаплыгина В.Н., суд не учел нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а именно положения Конституции Российской Федерации, Закона РФ "Об образовании", Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N986 от 04.10.2010 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В части 4 указанной статьи закреплено, что основное общее образование обязательно.
Принципы общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях закреплены и в пункте 3 статьи 5 Закона РФ "Об образовании", определяющем правовые основы государственной политики в сфере образования.
При этом согласно пункту 2 указанной выше статьи государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Статьей 32 Закона РФ "Об образовании" определено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения, в частности, отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (пункт 1 части 2 статьи 32 указанного Закона).
Судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда в процессе проверки решения по доводам апелляционного представления установлено, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края N389 от 28.06.2006, Министерство финансов Ставропольского края разрабатывает основные направления бюджетной политики Ставропольского края на очередной финансовый год, в том числе проекты законов Ставропольского края о краевом бюджете, об исполнении краевого бюджета.
Органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление и нормативно-правовое регулирование в сфере образования является Министерство образования Ставропольского края, которое в установленном законом порядке вносит предложения по объемам требуемого финансирования из потребности количества учебников, необходимых для обеспечения в полном объеме по обязательным для изучения предметам базисного учебного плана учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, расходует средства на приобретение учебников в соответствии со сводными заявками (заказами) органов управления образованием, краевых государственных образовательных учреждений.
Уставом Муниципального казенного учреждения Александровского муниципального района Ставропольского края "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений" предусмотрено (п. 1.5), что данное учреждение создано с целью оказания услуг образовательным учреждениям Александровского муниципального района Ставропольского края в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Согласно п.п. 2.2-2.3.1 Устава, для выполнения целей создания, Центр ведет учебно-методическую поддержку образовательных учреждений в осуществлении государственной политики в области образования..
Общее руководство Муниципальным казенным учреждением Александровского муниципального района Ставропольского края "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений" осуществляет Отдел образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края, который в соответствии с Положением N171/47 от 14.07.2009 является органом управления образованием для образовательных учреждений Александровского района Ставропольского края. В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" "Отдел" организовывает предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 N986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" (далее - Приказ N986 от 04.10.2010) требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают, в том числе, наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Таким образом, действующее законодательство РФ устанавливает обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы.
Исходя из материалов дела, и учитывая, что фонд библиотек школ Александровского муниципального района Ставропольского края обеспечен Министерством образования Ставропольского края всего на 32%, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Отдел образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края и Муниципальное казенное учреждение Александровского муниципального района Ставропольского края "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений" не исполняют возложенные на них законом обязанности по организации учебного процесса и нарушают права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся в Александровском районе Ставропольского края.
В этой связи судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что заявленные прокурором требования не основаны на законе.
Принимая во внимание, что ответчики необоснованно уклонились от выполнения возложенных на них законом обязанностей по обеспечению полной укомплектованности библиотечного фонда учебных учреждений Александровского района Ставропольского края учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы, судебная коллегия приходит к выводу о возложении на них соответствующей обязанности.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что количество учебников и учебных пособий, подлежащих предоставлению образовательным учреждениям района, находится в прямой зависимости от размера средств бюджета Ставропольского края, выделяемых на эти цели (субвенций), ввиду следующего.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпункту 11 пункта 1 статьи 15 и подпункту 11 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования посредством выделения субвенций местным бюджетам отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона РФ "Об образовании" финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.
Действующее законодательство предусматривает необходимость установления соответствующей методики расчета субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ.
Однако, порядок направления соответствующих субвенций и особенности осуществления межбюджетных отношений при реализации основных общеобразовательных программ не должны применяться таким образом, чтобы граждане фактически были лишены гарантированного Конституцией Российской Федерации права на общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Кроме того, судебная коллегия находит необходимым отметить, что в силу прямого указания вышеизложенных норм законодательства образовательное учреждение должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего и начального общего образования за счет выделяемых бюджетных средств, а также за счет привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Александровского районного суда Ставропольского края от 19.12.2012 не может быть признано законным, в связи с чем считает необходимым апелляционное представление удовлетворить, указанное решение суда отменить, принять по делу новое решение, обязать Министерство образования Ставропольского края, Отдел образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края и Муниципальное казенное учреждение Александровского муниципального района Ставропольского края "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений" в целях получения бесплатного и общедоступного общего образования обеспечить учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Александровского района Ставропольского края комплектами учебников по потребности в соответствии с образовательными программами общего образования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление помощника прокурора Александровского районного Ставропольского края Миронова Е.К. удовлетворить.
Решение Александровского районного суда Ставропольского края от 19.12.2012 отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Александровского района Ставропольского края Чаплыгина В.Н. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Отделу образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края, Муниципальному казенному учреждению Александровского муниципального района Ставропольского края "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений", Министерству образования Ставропольского края о возложении обязанности по обеспечению учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Александровского района Ставропольского края комплектами учебников по потребности в соответствии с образовательными программами общего образования удовлетворить.
Обязать Министерство образования Ставропольского края, Отдел образования администрации Александровского муниципального района Ставропольского края и Муниципальное казенное учреждение Александровского муниципального района Ставропольского края "Центр по обеспечению деятельности муниципальных образовательных учреждений" в целях получения бесплатного и общедоступного общего образования обеспечить учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Александровского района Ставропольского края комплектами учебников по потребности в соответствии с образовательными программами общего образования.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.