Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Шетогубовой О.П.,
судей Берко А.В., Быстрова О.В.,
при секретаре Сухомлиновой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе военного комиссара Ставропольского края В.А.Тельнова на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15 октября 2012 года, по гражданскому делу по иску Шуда М. И., Шуда Н. В. к военному комиссариату Ставропольского края о взыскании задолженности пенсии по случаю потери кормильца, обязании ежемесячной выплаты повышения данной пенсии,
заслушав доклад судьи Берко А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Шуда М.И., Шуда Н.В. обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что они, Шуда М. И., ... г.р. и Шуда Н.В., ... г.р., являются родителями военнослужащего Шуда В. М., ... г.р., погибшего ... г. при исполнении обязанностей военной службы по выполнению боевых задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, что подтверждается свидетельством о рождении Шуда В.М. серии ... N ... от ... г. и свидетельством о смерти Шуда В.М. серии ... N ... от ... г., а также выпиской из приказа военного коменданта Урус-Мартановского района N ... от ... г. и справкой военного комиссара г.Ставрополя N ... от ... г.
В связи с гибелью сына военным комиссариатом Ставропольского края и в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993г. N4468-1, военным комиссариатом Ставропольского края была назначена пенсия по случаю потери кормильца Шуда Н.В. с ... г. и Шуда М.И. с ... г.
Военным комиссариатом Ставропольского края истцам были выданы удостоверения на получение пенсии по случаю потери кормильца, что подтверждается удостоверением серии ... N ... , выданным Шуда Н.В. ... г., и удостоверением серии ... N ... , выданным Шуда М.И. ... г.
В соответствии с п.п. "г" п.1 ст.45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993г. N4468-1, пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 п.1 ст.3 ФЗ "О ветеранах" - на ... % расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона. Однако, при назначении и выплате нам пенсий по случаю потери кормильца, не учтено повышение на ... % расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 Закона РФ N4468-1 от 12.02.1993г.
... г. истцы обратились к военному комиссару Ставропольского края о производстве перерасчета их пенсий по случаю потери кормильца с момента назначения пенсии и по настоящее время с учетом увеличения на ... % расчетного размера пенсии и с учетом индексации, а также о выплате нам ежемесячно повышения пенсии в размере ... руб. ... коп. с дальнейшим пересмотром (увеличением) одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии (расчетного размера пенсии), указанной в ст.46 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993г. N4468-1.
... г. истцы получили ответы военного комиссара Ставропольского края Тельнова В. N ... от ... г. на имя Шуда Н.В. и N ... от ... г. на имя Шуда М.И., согласно которых "оснований для удовлетворения наших заявлений не имеется, т.к. законодателем однозначно ограничен круг субъектов, в отношении которых применяется указанная статья. Пенсии повышаются исключительно самим ветеранам боевых действий, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца", которые считают необоснованными, незаконными, нарушающими их конституционные права.
Доводы военного комиссара Ставропольского края о том, что истцы не являются субъектами, которым повышается пенсия в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", считают незаконными.
Сын истцов Шуда В. М., ... г.р. погиб ... года на территории Чеченской Республики при исполнении обязанностей военной службы по выполнению боевых задач в зоне вооруженного конфликта, что не отрицается военным комиссариатом Ставропольского края и подтверждается выпиской из приказа N ... от ... года военного коменданта Урус-Мартановского района и справкой военного комиссара г. Ставрополя N ... от ... года.
В связи со смертью сына военным комиссариатом Ставропольского края истцам были выданы удостоверения в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" - согласно которых истцам предоставлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, что подтверждается удостоверением серии ... N ... , выданным Шуда М.И. ... г., и удостоверением серии ... N ... , выданным Шуда Н.В. ... г.
Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает присвоение статуса ветерана боевых действий, а устанавливает перечень лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий.
В пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплена норма, согласно которой члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. "г" ст. 45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом, повышаются на ... расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона,
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" являются члены семьи погибшего военнослужащего.
Из этого следует вывод, что данная надбавка и начисляется к пенсии, получаемой членами семьи и назначенной в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку данный вид пенсии указан в ст. 45 названного Закона, дающей право на повышение.
Считают, что имеют право на повышение получаемой пенсии по случаю потери кормильца на ... % расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, а также ежемесячное повышение к пенсии в размере ... руб. ... коп. с дальнейшим пересмотром (увеличением) одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии (расчетного размера пенсии), указанной в ст.46 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993г. N4468-1.
В связи с противоправными, незаконными действиями Военного комиссара Ставропольского края и нежеланием решить данный вопрос в досудебном порядке, истцы были вынуждены воспользоваться услугами представителя. Подтверждением этого служит соглашение на представление интересов Шуда М.И. и Шуда Н.В. по гражданскому делу в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций от ... г. и расписка представителя Волчкова А.П. о получении суммы в размере ... рублей от ... г.
Учитывая изложенное, просили суд взыскать с Военного комиссариата Ставропольского края в пользу Шуда Н. В. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с ... г. по ... г. в сумме ... рублей ... копейки и в пользу Шуда М. И. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с ... г. по ... г. в сумме ... рубля ... копеек, обязать Военный комиссариат Ставропольского края с ... г. выплачивать Шуда Н. В. и Шуда М. И. повышение к пенсии по случаю потери кормильца в размере ... рублей ... копеек ежемесячно с дальнейшим пересмотром (увеличением) одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии(расчетного размера пенсии), указанной в статье 46 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993г. N4468-1, взыскать с Военного комиссариата Ставропольского края в пользу Шуда М. И. судебные расходы за услуги представителя в размере ... рублей.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15 октября 2012 года исковые требования Шуда М.И. и Шуда Н.В. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе военный комиссариат Ставропольского края считает решение районного суда незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права, не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, определение и разделение двух статусов - вдов и членов семьи участника боевых действий. Также указывает, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, неверно истолковал ст. 45 Закона РФ N 4468-1, возражения на исковые требования не опроверг, в связи с чем полагает, что решение районного суда не соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ. Апеллянт ссылается на то, что члены семьи не могут требовать увеличения пенсии по случаю потери кормильца по основанию п.п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Просит решение суда от 15 октября 2012 года отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Шуда М.И. и Шуда Н.В. по доверенности Волчков А.П. считает вынесенное решение районного суда законным и обоснованным, просит оставить в силе, апелляционную жалобу отклонитьованным,ль Шуда М.И. и Шуда Н.В. по доверенности Волчков А.П. считает вынесенное решение районного суда законным и о.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что Шуда Н.В. и Шуда М.И. являются родителями военнослужащего Шуда В.М., погибшего ... года при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республике, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями свидетельства о рождении серии ... N ... от ... года и свидетельства о смерти серии ... N ... от ... года.
Истцы Шуда М.И. и Шуда Н.В. состоят на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Ставропольского края с ... года и с ... года, соответственно, им выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца - погибшего ... г. сына Шуда В. М., имеют право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
Также истцы получают пенсию, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями удостоверений серии ... N ... , выданным Шуда Н.В. ... г., и серии ГФ N ... , выданным Шуда М.И. ... г., выданными Военным комиссариатом Ставропольского края.
Указанным Федеральным законом N 5-ФЗ, вступившим в действие с 16 января 1995 года, определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и установлены меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, при этом предусмотрен различный объем мер социальной защиты указанных категорий граждан, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.
В связи с внесением Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах", система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой установлен пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ для каждой категории граждан различный (для участников Великой Отечественной войны в большей сумме, чем для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий).
В соответствии с указанными изменениями истице с ... г. была назначена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для члена семьи погибшего военнослужащего.
До 16 января 1995 г. действовал Закон СССР от 01.01.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", статьей 7 которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции действовавшей до 01.01.2005, было установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П установлен конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, как не допускающий в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Действующим законодательством с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, не предусмотрено правовых оснований для предоставления членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ "О ветеранах", ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как и лицам, у которых возникло и было реализовано право на социальную защиту согласно Закону СССР N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", назначаемой в соответствии с пунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, исходил из того, что объем льгот, получаемых Шуда Н.В., Шуда М.И., как членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, соответствовал до ... года объему льгот, установленному для участников Великой Отечественной войны, следовательно, дальнейшее ухудшение прав истцов недопустимо.
Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, поскольку районный суд неправильно применил нормы материального права, подлежащие применению.
Доказательств приобретения истцами права пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в соответствии с Законом СССР N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" не представлено, и фактически не могло быть, поскольку Шуда В.М. погиб после ... г., когда вступил в действие Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах", Шуда М.И. и Шуда Н.В. в соответствии со ст. 28 этого Закона были выданы удостоверения о праве на льготы, предусмотренные ст. 21 указанного Федерального закона Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Шуда Н.В., Шуда М.И. о взыскании задолженности пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности ежемесячной выплаты повышения данной пенсии.
Доводы представителя Волчкова А.П., изложенные в исковом заявлении и возражениях на апелляционную жалобу, о том, что истцы до ... года пользовались льготами, аналогичными для участников Великой Отечественной войны до ... года в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах", также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о возникновении у них прав на льготы, приобретенные в соответствии с Законом СССР N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
Как указывал Конституционный Суд РФ в определениях по жалобам тех граждан, гибель чьих детей наступила при исполнении обязанностей военной службы после ... г. до ... г., и у которых возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", на нарушение их конституционных прав установлением размера ежемесячной денежной выплаты в сумме, меньшей, чем для лиц, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей, приобретенного на основании различных нормативных правовых актов, и решение вопроса о размере выплат является прерогативой законодателя, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан
При таком положении, доводы апелляционной жалобы военного комиссара Ставропольского края В.Тельнова заслуживают внимания, поскольку содержат правовые основания для отмены состоявшегося решения районного суда от 15 октября 2012 года, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", предусматривает, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Постановленное по настоящему гражданскому делу решение не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, подлежит отмене с вынесением нового судебного постановления об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 15 октября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Шуда М.И., Шуда Н.В. к военному комиссариату Ставропольского края о взыскании задолженности пенсии по случаю потери кормильца, обязании ежемесячной выплаты повышения данной пенсии отказать.
Апелляционную жалобу военного комиссара Ставропольского края В.Тельнова удовлетворить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.