Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н.П.,
судей: Киселёва Г.В., Тепловой Т.В.,
с участием секретаря судебного заседания Строганова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Погосян И.А. на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 10 января 2013 года
по иску Погосян И.А. к Обществу с ограниченной ответственностью "Пегас Ростов-Дон", Обществу с ограниченной ответственностью "Пегас Пятигорск", Обществу с ограниченной ответственностью "РАЕНА-КМВ" о взыскании суммы за неиспользованные дни отдыха, о взыскании неустойки,
заслушав доклад судьи Киселёва Г.В.,
УСТАНОВИЛА:
15 ноября 2012 года Погосян И.А. обратилась в Кисловодский городской суд с иском к ООО "Пегас Ростов-Дон", ООО "Пегас Пятигорск", ООО "РАЕНА-КМВ" о взыскании суммы за неиспользованные дни отдыха, взыскании неустойки, указав, что 24 августа 2011 года через агентство ООО "РАЕНА-КМВ" приобрела для своей семьи путёвку на отдых в Турции сроком на семь дней с 04 сентября 2011 года по 12 сентября 2011 года с размещением в отеле "Lyra Resort Hotel 5*" г. Сиде. Позже условия соглашения с турагентом были изменены, и местом пребывания определён отель "Long Beach" г. Алания. 26 августа 2011 года она заключила с агентством ООО "РАЕНА-КМВ", действовавшим от имени туроператора "Пегас Ростов-Дон" договор N6311/з о реализации туристического продукта стоимостью *** рублей с размещением в отеле "Long Beach" г. Алания Турция на период с 04 сентября 2011 года по 12 сентября 2011 года с указанием в договоре срока пребывания в отеле 9 дней, 8 ночей. В связи с тем, что вместо ранее назначенного вылета из аэропорта г. Минеральные Воды в 14.00 часов вылет состоялся в 19.00 часов, в аэропорт г. Анталия Турции они прибыли позже намеченного. С учётом автобусного переезда в г. Аланию заселение в гостиницу произошло в 00 часов 30 минут 05 сентября 2011 года, время пребывания на отдыхе составило семь дней, так как выехали они из гостиницы в 03.00 часа 12 сентября 2011 года. 03 марта 2012 года туроператору ООО "Пегас Ростов-Дон" и турагенту ООО "РАЕНА КМВ" ею направлены письма с требованием вернуть стоимость двух дней проживания в отеле в размере *** рублей. От ООО "РАЕНА-КМВ" ответа не поступило до настоящего времени. От ООО "Пегас Ростов-Дон" в марте 2012 года поступило сообщение о направлении 20 марта 2012 года претензии в ООО "Пегас Пятигорск". После визитов представителя в ООО "Пегас Пятигорск" 12 августа 2012 года вручен письменный ответ о возврате части суммы, внесённой за путёвку в размере *** долларов США без калькуляции и разъяснений, за какой период выплачиваются эти средства. Сумма, эквивалентная *** долларам США в размере *** рублей была выплачена 20 сентября 2012 года через ООО "РАЕНА-КМВ". Просила взыскать с ответчиков ООО "Пегас Ростов-Дон", ООО "Пегас Пятигорск", ООО "РАЕНА-КМВ" *** рублей за неиспользованные дни отдыха, а так же неустойку в размере *** рублей, в качестве компенсации морального вреда - *** рублей (л.д.2-4).
Обжалуемым решением Кисловодского городского суда от 10 января 2013 года в удовлетворении исковых требований Погосян И.А. к ООО "Пегас Ростов-Дон", ООО "Пегас Пятигорск", ООО "РАЕНА-КМВ" о взыскании *** рублей за неиспользованные дни отдыха, о взыскании неустойки в размере *** рублей, о взыскании в качестве компенсации морального вреда *** рублей отказано (л.д.222-231).
В апелляционной жалобе Погосян И.А. просит решение суда отменить, сославшись на доводы аналогичные доводам искового заявления, а также указав, что то обстоятельство, что она, узнав за сутки до отъезда о переносе времени вылета в Турцию на более поздний срок, выехала в Турцию, не может служить основанием признания и принятия сложившихся обстоятельств. Её никто не информировал, что время от аэропорта из г. Анталия до отеля, займет более 6 часов. Так как проживание и пользование гостиничными услугами было оплачено с 04 сентября 2011 года включительно, она правомерно потребовала от ответчиков возврата денежных средств за этот день, поскольку не воспользовалась услугами отеля не по своей вине, как и 12 сентября 2011 года, когда с неё взяли полную стоимость за сутки проживания в отеле, несмотря на то, что в 03.00 часа 12 сентября 2011 года она с семьёй покинула отель. Суд неправомерно пришёл к выводу о том, что она должна была предъявлять претензии ответчикам в срок, установленный договором - 20 дней с момента окончания поездки. Суд не учёл наличие просрочки платежа, так как претензия была направлена в феврале (марте) 2012 года, а ответ получен в августе 2012 года, денежные средства выплачены в сентябре 2012 года. Судом не дано оценки тому, что ответчик вернул стоимость проживания в отеле только за половину суток в размере *** долларов (л.д.235-236).
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя ООО "РАЕНА-КМВ" по доверенности Железнякову И.В., возражавшую против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Судом правильно определён характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основание обжалованного решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов. Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению судом применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
Из положений ст.9 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года N132-ФЗ следует, что туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несёт предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несёт третье лицо. Туроператор несёт ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" от 28 июня 2012 года N17, применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несёт туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несёт третье лицо (ст.9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N132-ФЗ "Об основах туристской деятельности").
Как следует из положений п.13 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года N452, к существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и потребителем, относятся: полное и сокращённое наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике туристского продукта и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объёме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта; сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта; сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии. Иные условия договора о реализации туристского продукта, в том числе срок оказания входящих в туристский продукт услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность), определяются по соглашению сторон. Не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
В соответствии с положениями ст.20 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07 февраля 1992 года N2300-1 следует, что моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" от 28 июня 2012 года N17, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Надлежащие письменные доказательства исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса свидетельствуют о следующем.
Туристический продукт под торговым знаком "PEGAS touristik" формируется иностранным туроператором - компанией "PGS International Limited".
Реализация указанного туристического продукта на территории Российской Федерации осуществляется соответствующими туроператорами, в данном случае - ООО "Пегас Пятигорск" согласно контракта N259-11 от 08 августа 2011 года (л.д.151-159).
Бронирование и последующую реализацию туристического продукта Погосян И.А. по договору N6311/з о реализации туристического продукта от 26 августа 2011 года осуществляло ООО "РАЕНА-КМВ" (л.д.5-11).
Согласно указанному договору ООО "РАЕНА-КМВ" (Компания) обязалось на условиях и в сроки, установленные в договоре реализовать туристический продукт туристам согласно Заявки (приложение N1) к Договору, а Погосян И.А. (Заказчик) обязалась оплатить этот продукт согласно калькуляции (Приложении N2) к договору (л.д.42-48, л.д.163-169).
Из Приложения N1 к Договору 26 августа 2011 года следует, что сделана заявка на бронирование туристского продукта, страна - Турция, г. Сиде. Срок поездки - 04 сентября 2011 года - 12 сентября 2011 года. Данные о туристах: Погосян И., Погосян А., Погосян М. Отель "Lyra Pesort Hotel 5*". Дата начала тура - 04 сентября 2011 года. Дата окончания тура - 12 сентября 2011 года (л.д.49, л.д.170). Впоследствии отель был заменён на "Long Beach Hotel 5*" (л.д.51, л.д.172).
Таким образом, время начала и окончания туристского продукта были определены исключительно календарными датами.
26 августа 2011 года Погосян И.А. произведена оплата заявки N6311/з в сумме *** рублей (л.д.52). 31 августа 2011 года Погосян И.А. произведена оплата заявки N6311/з в сумме *** рублей (л.д.52). Туроператором являлось ООО "Пегас Пятигорск" (л.д.195).
Судом установлено, что авиаперелёт входил в объём услуг туроператора по указанному договору и был осуществлён не регулярным рейсом авиакомпании, а зафрахтованным (чартерным) воздушным судом, которого нет в расписании регулярных полетов. Время вылета чартерного рейса заранее согласуется как со стороной, принимающей данный рейс (аэропорт страны прибытия), так и с фрахтовщиком.
Об изменении времени вылета с 14.00 часов на 19.00 часов 04 сентября 2011 года Погосян И.А. была извещена заблаговременно - 01 сентября 2011 года. Таким образом, перевозка пассажиров чартерным рейсом была произведена в согласованные сторонами время и дату, что полностью соответствует периоду туристского продукта, указанному в договоре N6311/з от 26 августа 2011 года.
Как следует из положений ст.10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Требований об изменении или расторжении договора о реализации туристического продукта N6311/з от 26 августа 2011 года, как установлено в ходе судебного разбирательства Погосян И.А. не заявлялось.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что какого-либо нарушения прав истца Погосян И.А. по вине ответчика допущено не было, истица была уведомлена о том, что перелёт осуществляется чартерным рейсом, время вылета которого может быть изменено по инициативе перевозчика.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
03 марта 2012 года Погосян И.А. в ООО "РАЕНА-КМВ" и ООО "Пегас Ростов-Дон" направлена претензия (л.д.21, л.д.22).
В ООО "Пегас Пятигорск" претензия не направлялась.
Согласно ответа ООО "Пегас Ростов-Дон" от 20 марта 2012 года N20.03.2012/2 претензия направлена туроператору ООО "Пегас Пятигорск" (л.д.23-24).
В материалах дела имеется письмо ООО "Пегас Пятигорск" о рассмотрении обращения по заявкам Погосян И.А. от 24 июля 2012 года N623, согласно которому сроки тура измеряется в днях, а не в часах, тур начался и завершился в определённые сроки. Обязательства исполнены в полном объёме и надлежащим образом в соответствии с условиями договора. Руководством компании принято решение о возврате *** долларов США по каждой брони. Время вылета может быть изменено авиакомпанией (л.д.25-26).
Из содержания ст.10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" следует, что претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
Реализация указанного туристического продукта осуществлялась туроператором ООО "Пегас Пятигорск". Каких-либо претензий к данному туроператору истицей Погосян И.А. в установленный законом срок не предъявлялось.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
По мнению судебной коллегии суд первой инстанции правомерно посчитал, что заявленные Погосян И.А. требования о взыскании денежных средств за неиспользованные дни отдыха, неустойки и компенсации морального вреда являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку относимые и допустимые доказательства вины ответчика в нарушение прав потребителя суду представлены не были.
Не могут служить основанием к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки представленным доказательствам.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
С учётом указанных требований закона суд первой инстанции при рассмотрении заявленных исковых требований обоснованно принял во внимание те доказательства, которые были представленным сторонами в рамках данного гражданского дела.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кисловодского городского суда от 10 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Погосян И.А. без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.