Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Гедыгушева М.И.,
Судей
Загорской О.В., Фоминова Р.Ю,
при секретаре
Шелудченко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе ответчика Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 11 декабря 2012 года
по иску Петровской Г.И. к Администрации г.Ставрополя, Комитету городского хозяйства администрации г.Ставрополя об обязании провести капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме,
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Петровская Г.И. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным) к Администрации г.Ставрополя, Комитету городского хозяйства администрации г.Ставрополя, в окончательной редакции которого просила:
обязать Администрацию г.Ставрополя и Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя:
-провести капитальный ремонт наружных и внутренних капитальных стен, крыши, проемов окон, дверей, внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, отопления в многоквартирном жилом доме по ... ;
-предусмотреть в бюджете г.Ставрополя на ... год финансирование такого ремонта;
обязать Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя включить жилой дом по ... в план капитального ремонта на ... год.
В обоснование иска Петровская Г.И. указала, что ... года Администрация г.Ставрополя по договору о передаче в собственность жилья передала ей ... долю в праве общей долевой собственности на квартиру ... В соответствии со ст.16 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Многоквартирный жилой дом ... построен в ... году, капитальный ремонт в нем никогда не проводился, на момент приватизации ею квартиры дом нуждался в проведении капитального ремонта. С ... года техническое обслуживание жилого дома осуществляет ООО "Управляющая компания-16". Согласно акту технического состояния многоквартирного дома от ... , согласованному и.о. директора Комитета городского хозяйства г.Ставрополя и утвержденному и.о. директора Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, за предшествующие ... лет работы по капитальному ремонту не проводились, требуется капитальный ремонт фасада, кровли, систем отопления, холодного водоснабжения, канализации. ... года общим собранием собственников жилых помещений утверждена проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта, подготовленная ООО "Управляющая компания-16". Сметная стоимость работ по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения, канализации, теплоснабжения составляет ... рублей, по капитальному ремонту фасада - ... рубль, кровли ... рублей, электроснабжения - ... рублей, а всего ... рубля.
Решением суда от 11.12.2012 года исковые требования Петровской Г.И. удовлетворены, судом постановлено:
обязать Администрацию г.Ставрополя:
-провести капитальный ремонт наружных и внутренних капитальных стен, крыши, проемов окон и дверей, внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования для предоставления коммунальных услуг: электроснабжения; водоснабжения; водоотведения; отопления в многоквартирном жилом доме по ... ;
-предусмотреть в бюджете на ... год финансирование капитального ремонта наружных и внутренних капитальных стен, крыши, проемов окон и дверей, внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования для предоставления коммунальных услуг: электроснабжения; водоснабжения; водоотведения; отопления - в многоквартирном жилом дом по ... ;
обязать Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя:
-провести капитальный ремонт наружных и внутренних капитальных стен, крыши, проемов окон и дверей, внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования для предоставления коммунальных услуг: электроснабжения; водоснабжения; водоотведения; отопления в многоквартирном жилом доме по ... ;
-включить в план работы на ... год капитальный ремонт наружных и внутренних капитальных стен, крыши. проемов окон и дверей, внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования для предоставления коммунальных услуг: электроснабжения; водоснабжения; водоотведения; отопления в многоквартирном жилом доме по ...
Не согласившись с решением суда, ответчик Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя в апелляционной жалобе считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с Положением о Комитете городского хозяйства администрации г.Ставрополя, утвержденным постановлением администрации г.Ставрополя от 11.03.2005 года N805 Комитет не наделен полномочиями по представлению собственника муниципального жилищного фонда. Требования ст.16 Федерального закона от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" о сохранении за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда на Комитет не распространяются. Представителем собственника муниципального жилищного фонда являются администрации районов города Ставрополя. Следовательно, требование к Комитету о производстве капитального ремонта квартиры N ... в многоквартирном доме N ... по ... необоснованно и нецелесообразно, так как не относится к компетенции Комитета. В 2012 году ООО УК-16 в Комитет подавалась заявка на включение многоквартирного дома по ... в муниципальную адресную Программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г.Ставрополя на 2012 год. Данная заявка соответствовала установленным законодательством требованиям и была рассмотрена, однако в Программу указанный выше многоквартирный дом включен не был из-за недостаточного количества набранных баллов. Подсчет баллов производился согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 22.11.2011 года N456-п. Поскольку Комитетом исполнены возложенные на него Программой обязательства, заявка ООО "УК-16" о включении многоквартирного дома по ... в Программу рассмотрена, говорить о бездействии или неисполнении обязательств Комитетом нецелесообразно. Кроме того, Петровская Г.И. действует от имени и в интересах всех собственников многоквартирного дома, не имея на то полномочий. Просит решение суда отменить, постановив новое решение об отказе в иске в полном объеме.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя Петровская Г.И. против доводов, изложенных в жалобе возражает, решение суда просит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Указывает, что именно у Администрации г. Ставрополя возникла и не исполнена на сегодняшний день обязанность по проведению капитального ремонта. Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя является ее подразделением, в связи с чем суд вынес законное и обоснованное решение, обязав Администрацию г.Ставрополя и Комитет произвести капитальный ремонт в жилом доме. Факт необходимости проведения капитального ремонта на момент приватизации квартиры N ... в ... году подтверждается актом технического состояния многоквартирного дома от ... года, согласованным и.о. директора Комитета городского хозяйства г.Ставрополя и утвержденным и.о. директора Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, где указано, что за предшествующие пять лет капитальный ремонт в доме не проводился, и дому требуется капитальный ремонт фасада, кровли, систем отопления, холодного водоснабжения, канализации. Полномочия на представление интересов собственников многоквартирного дома были предоставлены ей путем голосования на общем собрании собственников помещений жилого дома, что подтверждается протоколом собрания, подписанном его участниками.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327? ГПК РФ, то есть в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, выслушав представителей истцы, ответчика, третьего лица в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в том числе и путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, а так же усматривается из исследованных материалов дела следующее.
Петровская Г.И. является собственником ... доли квартиры N ... в многоквартирном доме N ... (далее -многоквартирный дом), на основании договора N ... о передаче жилья в собственность от ... года, запись регистрации N ... от ... года, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ... года серии ...
Решением от ... года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Петровская Г.И. утверждена в качестве уполномоченного на представление интересов других собственников помещений дома по вопросу понуждения Администрации г.Ставрополя провести капитальный ремонт в доме с предоставлением ей соответствующих полномочий.
Согласно техническому паспорту от ... года многоквартирный дом построен в ... году.
Собственниками жилых помещений избран способ управления - управляющей компанией.
С ... года на основании решения от ... года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме техническое обслуживание дома осуществляет третье лицо по делу -ООО "Управляющая компания-16".
Согласно акту технического состояния многоквартирного дома от ... года, согласованному и.о. директора Комитета городского хозяйства г.Ставрополя и утвержденному и.о. директора Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, за предшествующие ... лет работы по капитальному ремонту не проводились; требуется капитальный ремонт фасада, кровли, систем отопления, холодного водоснабжения, канализации.
... года и ... года ООО "Управляющая компания-16" обращалась в Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя с заявками на включение многоквартирного жилого дома в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта, что подтверждается соответствующими письмами.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на ... год от ... года названный жилой дом в программу не включен.
Из письма заместителя директора Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя от ... года усматривается, что старшая по дому Лагутинская Л.П. обращалась по вопросу капитального ремонта дома на телефон доверия Губернатора Ставропольского края, однако, капитальный ремонт не произведен.
Удовлетворяя исковые требования Петровской Г.И., суд первой инстанции руководствовался ст.158 ЖК РФ, ст.210 ГК РФ, ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пришел к выводу, что Администрация г.Ставрополя, как бывший наймодатель, обязана осуществить капитальный ремонт многоквартирного в соответствии с подготовленной ООО "Управляющая компания-16" сметной документацией. После того как капитальный ремонт дома будет произведен за счет Администрации г.Ставрополя, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов будут нести собственники его помещений.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства в полном объеме, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности, выводы суда основаны на материалах дела.
В соответствии с частями 3-4 ст.30 ЖК РФ, введенного в действие с 01.03.2005 года, бремя содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и обязанность соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме возложена на собственника квартиры в этом доме.
В соответствии с ч.ч.1-3 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст.210 ГК РФ.
Вместе с тем. согласно ст.16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Исходя из системного толкования ст.16 вышеназванного Закона, ст.158 ЖК РФ и ст.210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года).
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 24.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в ред.ФЗ от 29.12.2006 года N251-ФЗ) ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
В соответствии с Законом РФ от 24.12.1992 N4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) и п.53 Положения о Государственном комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1999 N1289, разработаны Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правила).
В соответствии с подп. 2.4.1, 2.4.2, 2.4.4 Правил планирование капитального ремонта жилищного фонда следует осуществлять в соответствии с действующими документами.
При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N8.
Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства.
Согласно п.1.1 Положения о комитете городского хозяйства администрации г.Ставрополя, утвержденного Постановлением администрации г. Ставрополя от 22.10.2012 N3314 "Об утверждении Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя" Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами администрации города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в области жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно муниципальной адресной Программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов города Ставрополя на ... год, утвержденной постановлением Администрации г.Ставрополя от 30.01.2012 года N203 в ред. постановления администрации г.Ставрополя от 14.02.2012 N 326 (далее - Программа на ... год):
основание разработки программы - Федеральный закон от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
заказчик и разработчик программы - Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя;
исполнители Программы - Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах на их общем собрании;
цели и задачи программы - предоставление финансовой поддержки путем софинансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Ставропольского края и бюджета города Ставрополя на проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Ставрополя, собственники помещений в которых самостоятельно выбрали способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-
строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и приняли решение о проведении капитального ремонта ... ;
перечень основных мероприятий программы - выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения с установкой приборов учета и узлов управления; ремонт подвальных помещений; утепление и ремонт фасадов; ремонт крыш;
управление за реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения - Администрация города Ставрополя; Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя.
Из Программы на 2013 год усматривается, что в адресный перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирный дом по ... не включен.
Согласно п.9 ч.1 ст.14 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до утверждения Программы) в компетенцию органов местного самоуправления входит осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что бывший наймодатель свои обязательства по проведению капитального ремонта жилого дома не исполнил, документов, подтверждающих проведение в данном доме капитального ремонта с момента его постройки по настоящее время, не представлено.
В связи с этим, доводы Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя о ненадлежащем ответчике являются необоснованными.
Сохранение обязанности муниципального образования, как наймодателя жилого фонда, произвести капитальный ремонт обусловлено тем, что указанная обязанность возникла и не была исполнена на момент приватизации, то есть до возложения бремени содержания имущества на граждан, приватизировавших квартиры, в связи с этим оснований для неприменения Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не имеется, суд правильно исходил из указанной нормы закона, удовлетворяя заявленные исковые требования.
Остальные доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены либо изменения в остальной части. Доводы жалобы свидетельствуют не о незаконности обжалуемого судебного акта, а о неясности его содержания заявителю. Вместе с тем заявитель жалобы не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции с заявлением о разъяснении решения суда в порядке ст.202 ГПК РФ.
В остальной части решение суда никем не обжаловано. Необходимости в выходе за пределы требований, содержащихся в апелляционных жалобе, не связывая себя доводами жалобы, на основании абз.2 ч.2 ст.327? ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.