Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего: Гедыгушева М. И.
судей краевого суда: Журавлевой О.В. и Криволаповой Е.А.
при секретаре судебного заседания Шелудченко Т.А.
по докладу судьи Журавлевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Правительства Ставропольского края
на решение Петровского районного суда от 26 декабря 2012 года
по иску Калашникова И.П. к Министерству жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края, Правительству Ставропольского края о признании права на включение в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, на состав семьи два человека, включая жену,
УСТАНОВИЛА:
Калашников И.П. обратился в суд с иском к Министерству жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края, Правительству Ставропольского края о признании права на включение в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на состав семьи два человека, включая жену.
В обоснование иска указал, что в результате стихийного наводнения 22-23 июня 2010 года произошло подтопление села Шведино Петровского района. Принадлежащее на праве собственности истцу жилье, расположенное по адресу: с. ... , ул. ... стало непригодным для проживания. Постановлением администрации МО с. Шведино N77 от 07.07.2010 года "Об утверждении списка жителей, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - подтопления села Шведино 22 июня 2010 года в связи с ливневым дождем" истец и его жена не были включены в список жителей, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. Распоряжением Правительства СК от 10.08.2010 года N314-рп "Об утверждении списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - подтопления села Шведино 22 июня 2010 года в связи с ливневым дождем и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов" утвержден список граждан, пострадавших в результате подтопления, в которой истец и его жена также не были включены. Истец и его жена не были включены в список пострадавших граждан на основании заключения межведомственной комиссии, в соответствии с которым домовладение было признано годным для проживания. Решением Петровского районного суда от 01.12.2011 года данное заключение и постановления главы администрации МО с. Шведино признаны незаконными. Суд обязал муниципальные органы провести повторное обследование дома. В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 14.08.2012 года N1 домовладение истца признано непригодным для проживания.
Просит признать за ним право на включение в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на состав семьи два человека, включая жену Калашникову О.Н.
Решением Петровского районного суда от 26 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены.
Дополнительным решением Петровского районного суда от 28 марта 2013 года за Калашниковым И.П. признано право на включение в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на состав семьи два человека, включая жену Калашникову О.Н.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Ермакова И.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав представителя Правительства СК и Министерства жилищно - коммунального хозяйства СК Ермакову И.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просившую решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, истца Калашникова И.П., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства и материалы дела, дал правильную правовую оценку доказательствам.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.1, п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 ("О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", "Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов ", утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995, Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", а также заключением АНО "Центр судебных экспертиз" от 30.08.2011 года, согласно которому выявлена причинно - следственная связь между стихийным бедствием в ночь с 22.06.2010 года на 23.06.2010 года и разрушением дома истца.
Из доводов апелляционной жалобы следует, что судом нарушены нормы процессуального права. Судом не учтено то обстоятельство, что в соответствии со п. 22 постановления Правительства РФ от 09.10.1995 года N982 "Об утверждении порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" погашение жилищных сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ суд не привлек к участию в деле Министерство финансов РФ. Также суд не указал, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда. Суд не принял во внимание, что при составлении списков граждан основным является тот факт, что при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций населению выплачивается не компенсация за нанесенный ущерб, а оказывается помощь за счет средств резервных фондов, которые создаются на основании ст. 81 Бюджетного кодекса РФ. Право на получение государственной помощи в виде выдачи государственного жилищного сертификата имеют только те граждане, которые в результате стихийного бедствия лишились единственного жилья, а не одного из объектов недвижимости. Поскольку жене истца на праве собственности принадлежит дом N ... по ул. ... с. ... , то истец также имеет право владения, пользования и распоряжения данным имуществом. Суд не дал оценки показаниям свидетеля К. о том, что он приобрел домовладение N ... по ул. ... и оформил на свою мать Калашникову О.Н. в связи с тем, что стоял на очереди на улучшение жилищных условий.
Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ утвержден порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, которым установлено, что в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: Петровский район, с ... , ул. ... ( л.д. 56).
В данном жилом доме зарегистрированы истец и его жена Калашникова О.Н., что подтверждается домовой книгой ( л.д. 47-49).
Заключением специалистов АНО "Центр судебных экспертиз по ЦФО" от 30.08.2011 года установлена причинно - следственная связь между наводнением в ночь с 22.06.2010 года на 23.06.2010 года и разрушением дома истца ( л.д. 65-87).
Заключением межведомственной комиссии от 14.08.2012 года дом по ул. ... с. ... признан не пригодным для проживания ( л.д. 52). Данное заключение никем не оспорено и не отменено.
В соответствии с порядком, утвержденным МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ, 26.09.2012 года истец обратился в Правительство СК с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, приложив все необходимые документы.
Доводы жалобы о том, что истец не имеет права на получение жилищного сертификата, поскольку в собственности его жены имеется другое жилое помещение, не могут быть приняты.
Действительно Калашниковой О.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: с. ... , ул. ... ( л.д. 123). Однако в указанном жилом доме истец и его жена не проживали на момент стихийного бедствия, что подтверждается справкой N583 от 23.12.2012 года, выданной главой муниципального образования села Шведино ( л.д. 160). В данной справке указано, что в доме по ул. ... с 2010 года проживает сын Калашниковой О.Н. - К. со своей семьей. В судебном заседании К., допрошенный в качестве свидетеля, также подтвердил данные обстоятельства ( л.д. 216).
Постановление Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 не содержит запрет на выдачу жилищного сертификата гражданам, пострадавшим в результате стихийного бедствии, при наличии жилья в собственности членов семьи. В заседании судебной коллегии представитель ответчиков Ермакова И.А. пояснила, что наличие в собственности жилья у члена семьи истца не является основанием для отказа в выдаче сертификата.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о признании за истцом права на включение в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, на состав семьи два человека, включая его жену.
Доводы о непривлечении к участию в деле Министерства финансов СК также не могут быть приняты судебной коллегией. Предметов настоящего спора является включение истца в список пострадавших граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата. В Письме Минфина РФ от 09.04.2009 N 08-04-08/539 указано, что Минфин России не участвует в формировании списка граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Минфин РФ является финансовым органом, который исполняет решения судов в установленном законодательством порядке. Следовательно, оснований для привлечения к участию в деле Минфина РФ у суда не имелось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петровского районного суда от 26 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.