Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Мясникова А.А.
судей Свечниковой Н.Г., Горкуна В.Н.,
при секретаре Федоренко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2013 года
апелляционную жалобу военного комиссара Ставропольского края
на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 06 февраля 2013 года по иску Мещанинова А.Н. к военному комиссариату Ставропольского края о признании права на перерасчет пенсии, возложении обязанности по перерасчету пенсии,
заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Мещанинов А.Н. обратился в суд с иском к военному комиссариату Ставропольского края о признании права на перерасчет пенсии, возложении обязанности по перерасчету пенсии, мотивируя свои требования тем, что проходил военную службу по контракту в войсковой части 42734 в звании майор, в должности заместителя командира батальона охраны и ликвидации последствий аварий по работе с личным составом 115 государственного специального химического арсенала.
26.06.96г. уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Считает, что в период службы в войсковой части 42743 согласно должности и функциональных обязанностей, приобрел право на повышение тарифной ставки должностного оклада на 1,5 и 1,25 и, соответственно, на перерасчет пенсии с 01.01.05г. по 31.12.11г. с учетом повышающего коэффициента 1,5 к его должностному окладу, с 01.01.12г. - с учетом коэффициента 1, 25.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 06 февраля 2013 года исковые требования Мещанинова А.Н. удовлетворены в полном объеме.
За истцом признано право на перерасчет пенсии с 01.01.2005г. по 31.12.2011г. с учетом повышающего коэффициента 1,5 к его должностному окладу, с 01.01.2012г. - с учетом коэффициента 1,25 за работу с химическим оружием.
На военный комиссариат Ставропольского края возложена обязанность произвести перерасчет пенсии и выплатить Мещанинову А.Н. недополученную пенсию с применением коэффициента 1,5 к должностному окладу заместителя командира батальона охраны и ликвидации последствий аварий по работе с личным составом, в связи с работой с химическим оружием по второй группе работ за период с 01.01.2005г. по 31.12.2011г.
На военный комиссариат Ставропольского края возложена обязанность произвести перерасчет пении и выплатить истцу недополученную пенсию с применением коэффициента 1,25 к должностному окладу заместителя командира батальона охраны и ликвидации последствий аварий по работе с личным составом, в связи с работой с химическим оружием по второй группе работ за период с 01.01.2012г. по дату перерасчету с учетом увеличения должностного оклада с применением коэффициента 1, 25.
Не согласившись с решением суда, военным комиссаром Ставропольского края подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны. В частности, ссылается на не исследование судом в качестве доказательства Постановления Правительства РФ N910-49 от 31 декабря 2004г., Постановления Правительства РФ N386-25 от 06 июня 2002г., Постановление Правительства РФ N573-27 от 10 сентября 2007 г., которыми установлены обстоятельства имеющие существенное значение для разрешения дела. Указывает на то, что право на получение социальной поддержки, предусмотренной ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", возникает при наличии двух условий : соответствующий вид деятельности должен быть указан в Перечне видов деятельности; вхождение воинских должностей, организаций и воинских частей в Перечень организаций и воинских частей с вредными условиями труда, работа по которым дает гражданам, занятым на работах с химическим оружием права на социальные гарантии. Считает, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению - ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием". Также считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В суд апелляционной инстанции стороны, будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, не явились, не заявили ходатайств об отложении дела, не представили доказательств уважительности неявки в судебное заседание, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Судебной коллегией в процессе рассмотрения апелляционной жалобы и судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Мещанинов А.Н. проходил военную службу по контракту в войсковой части 42734 в звании майор, в должности заместитель командира батальона охраны и ликвидации последствий аварий по работе с личным составом 115 государственного специального химического арсенала.
Приказом Начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (НВ РХБЗ) 3017 от 26.06.1996г., истец уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Продолжительность военной службы составила 25 лет 6 месяцев.
Приказом командира в\ч 42734 N123 от 15.08.1996г. истец исключен из списков личного состава в\ч 42734.
В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции на момент возникновения спорного правоотношения) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Согласно пункту "б" статьи 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" установлено, что работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.
Согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" размер (коэффициент) повышения окладов по воинским (штатным) должностям, относящимся ко второй группе работ с химическим оружием, с 1 января 2012 года составляет 1,25.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием" установление конкретного списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 386-25 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии" (в редакции на момент его принятия) основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.
Согласно пункту 3 данного Постановления гражданам, занятым на работах с химическим оружием, социальные гарантии предоставляются на основании решений Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
Так, в списке профессий и должностей, утвержденном указанным Постановлением, содержится должность "заместитель командира батальона".
Этим же Постановлением утвержден список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 910-49 в указанное Постановление внесены изменения, согласно которым Список производств с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии дополнен включением в него войсковой части 42734.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 573-27 в приведенное выше Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 386-25 внесены изменения, согласно которым из списка профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда исключены должность "заместитель командира батальона", и в список внесена должность "заместитель командира (всех категорий и наименований)".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 910-49 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 386-25 дополнено примечанием 2, в соответствии с которым в случае изменения наименований включенных в настоящий список профессий и должностей, не влекущего за собой прекращения работ с химическим оружием, в отношении указанных профессий и должностей до внесения изменений в настоящий список не прекращается и не приостанавливается реализация положений Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 и от 6 июня 2002 года N 386-25.
Согласно Перечню профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", работа по которым дает право на социальные гарантии, утвержденному 18 ноября 2009 года Министром обороны Российской Федерации и Руководителем Федерального агентства по промышленности Российской Федерации, должность начальника отделения отнесена ко второй группе работ. В аналогичном Перечне, утвержденном 30 апреля 2005 года, указанная должность также отнесена ко второй группе работ.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Проанализировав вышеназванные нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с включением Правительством Российской Федерации Постановлением от 31 декабря 2004 года в Список производств с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, войсковой части 42734 и с учетом занимаемой до увольнения в запас должности, Мещанинов А.Н. приобрел право на указанные социальные гарантии с 1 января 2005 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что военный комиссариат Ставропольского края является ненадлежащим ответчиком, аналогичен доводу, приведенному ответчиком при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции, и которому дана надлежащая оценка судом первой инстанции с указанием норм законодательства, исходя из которых обязанность по перерасчету пенсии истцу с учетом повышения тарифной ставки оклада по второй группе работ с химическим оружием с применением коэффициента 1,5, должна быть возложена именно на военный комиссариат Ставропольского края.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Остальные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права и процессуального права и поэтому не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 06 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.