Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего: Переверзевой В.А.
Судей краевого суда: Журавлевой О.В. и Криволаповой Е.А.
По докладу судьи Журавлевой О.В.,
При секретаре Шелудченко Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
По апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края
На решение Ленинского районного суда от 26 марта 2013 года
По иску Корощенко Т.И., Арутюняна А.Г., Арутюнян Т.П., Арутюнян Л. Г., Матусевича С.А., Уртенова Б.А., Уртеновой Б.Б., Дотдаевой З. Б., Уртеновой А.Б. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Ставропольскому краю, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, третьи лица - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Правительство Ставропольского края, администрация города-курорта Кисловодска о признании права и возложении обязанности по выдачи Федерального именного государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛА:
Спор возник о признании незаконными писем ответчиков об отсутствии прав истцов на получение жилищных сертификатов с целью приобретения жилья взамен утерянного в результате наводнения, произошедшего в 2002г. Одновременно истцы заявили требования о признании их отдельными семьями, признании права на получение государственного жилищного сертификата и взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб. в пользу каждого, поскольку в течение длительного времени им незаконно было отказано в реализации прав на социальные гарантии в связи с затоплением.
В обоснование иска истцы также ссылались на то, что ими не были получены субсидии, дотационные выплаты и последующее приобретение жилья было формальным.
Решением Ленинского районного суда от 26.03.2013 года за Корощенко Т.И. на состав семьи шесть человек : Корощенко Т.А., Арутюнян А.Г., Корощенко С.И., Арутюнян Т.П., Арутюнян Л.Г., Матусевич С.А. и за Уртеновым Б. А. на состав четыре человека: Уртенов Б.А., Уртенова Б.Б., Дотдаева З.Б., Уртенова А.Б. признано право на получение государственного жилищного сертификата. В остальной части исковых требований истцам отказано.
В апелляционной жалобе как представитель министерства строительства и архитектуры СК, так и представитель министерства финансов РФ по соответствующим доверенностям просили решение суда в части удовлетворения иска- отменить, принять новое решение об отказе в иске в полном объеме.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав представителей ответчиков, судебная коллегия находит решение суда в части отказа в иске законным и обоснованным. Суд, отказывая в части исковых требований, полно и всесторонне исследовал обстоятельства и материалы дела, дал правильную правовую оценку доказательствам.
Что касается решения суда в части удовлетворения иска, то здесь судом допущена ошибка в толковании закона.
Из материалов дела следует, что правовое регулирование спорных правоотношений основано на общепризнанных принципах и нормах Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Удовлетворяя иск в части признания права на получение государственного жилищного сертификата семьями Корощенко и Уртенова, суд пришел к выводу, что предоставление государственных жилищных сертификатов является одним из видов материальной помощи государства гражданам. Указанная гарантия предоставлена федеральным законом и соответствует конституционному праву граждан.
Из доводов жалоб следует, что законодательством не предусмотрено получение государственного жилищного сертификата гражданином, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа.
По конкретному стихийному событию, повлекшему причинение ущерба гражданам РФ, Правительством РФ принимается постановление. Принятое в целях ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне месяце 2002 г. на территории ЮФО, постановление Правительства РФ предусмотрело предоставление гражданам не жилищных сертификатов, а безвозмездных субсидий на строительство или приобретения утраченного жилья. Такие средства были выделены истцам, реализованы в виде приобретения теми иного жилья на каждую семью отдельно, а потому оснований для предоставления им повторно иных компенсаций и льгот неправомерно.
Представитель МФ РФ заявил также о необходимости учета истечения сроков давности обращения в суд.
Судебная коллегия находит довод о пропуске сроков давности несостоятельным, поскольку одним из требований истцов являлось признание незаконным отказа ответчиков в выдаче сертификатов, который имел место в 2012 году. Указанное требование тесно связано с другими требованиями истцов.
Что касается других доводов, то они обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Федеральным законом N 68-ФЗ., принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями " государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
В целях ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 на территории Южного федерального округа Правительством Российской Федерации принято постановление от 01.07.2002 N 492 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа
. Данным актом пунктом 10 предусмотрено предоставление гражданам средств из федерального бюджета на строительство или приобретение жилья в виде безвозмездных субсидий.
Решений о выдаче государственных жилищных сертификатов в целях ликвидации последствий паводка, происшедшего в июне 2002 на территории Южного федерального округа Правительством Российской Федерации не принималось.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 1750-р о выделении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств из федерального бюджета на строительство и приобретение жилья для граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июне 2002 г., и строительство объектов инженерной инфраструктуры для новых населенных пунктов, Минфином России были перечислены в субъекты Российской Федерации, в том числе Ставропольскому краю, средства федерального бюджета, предусмотренные на указанные цели в полном объеме.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 N 1292-р в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете па 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" были распределены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2008 год. в том числе Ставропольскому краю ... тыс. рублей, из которых ... тыс. рублей предусматривались на выплату субсидий гражданам, пострадавшим от паводка в 2002 году в Южном федеральном округе, и перечислены бюджету Ставропольского края в полном объеме.
Государством в полном объеме выполнены обязательства перед гражданами по оказанию помощи лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа.
Как видно из материалов дела, и не отрицается истцами, субсидии ими получены, реализованы путем приобретения жилья. Факт того, что средства, на которые приобретено истцами жилье, реализовано из дотаций, не является основанием для удовлетворения требования о праве на жилищный сертификат, т.к. иной порядок обеспечения гарантий социальной помощи государством в ликвидации конкретного стихийного происшествия не был установлен.Выплата субсидий из дотаций не противоречит постановлению Правительства РФ N492. Более того, приобретение жилья истцами не оспорено, договоры купли-продажи, заключенные в 2009г, не признаны недействительными, а потому нет оснований считать, что истцы лишены социальной помощи от государства
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда от 26 марта 2013 года в части отказа в иске - оставить без изменения, а в части удовлетворения иска - отменить и постановить новое решение: В иске Корощенко Т.И. и Уртенову Б.А. о признании за ними права на получение государственного жилищного сертификата- отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.