Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,
судей Муратовой Н.И., Калоевой З.А.,
секретаря судебного заседания Сухомлиновой Д.И.,
с участием прокурора Ледовской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению помощника прокурора Ленинского района г. Ставрополя Протасовой М.К.,
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 марта 2013 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Ставрополя в интересах Рогачева Ф.Г. к Министерству здравоохранения Ставропольского края о взыскании компенсации за приобретенный электрокардиостимулятор,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Ставрополя обратился в суд с иском в интересах Рогачева Ф.Г. к Министерству здравоохранения СК о взыскании в пользу Рогачева Ф.Г. ... рублей в счет компенсации за приобретенный электрокардиостимулятор (DDDR) с 2 активными электродами, 2 разрывными интродьюсерами.
В обоснование своего иска прокурор указал, что Рогачев Ф.Г. является инвалидом ... группы. Во время нахождения на лечении в ГБУЗ СК "Краевой клинический кардиологический диспансер" в кардиологическом отделении в виду тяжелой болезни сердца ему была рекомендована имплантация электрокардиостимулятора с 2 активными электродами, 2 разрывными интродьюсерами. По договору купли-продажи от 17.11.2011 г. Рогачев Ф.Г. за личные денежные средства в общей сумме ... рублей приобрел средства реабилитации: ЭКС стоимостью ... рублей, 2 активных электрода на ... рублей, 2 разрывных интродьюсера на ... рублей. По обращению Рогачева Ф.Г. прокуратурой Ленинского района г. Ставрополя проведена проверка действий ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, отказавшего в выплате компенсации за приобретенный Рогачевым Ф.Г. электрокардиостимулятор. Прокуратурой установлено, что согласно индивидуальной программе реабилитации на основании заключения врачебной комиссии ГБУЗ СК "Краевой клинический кардиологический диспансер" N 9508/5 от 07.11.2011 г. Рогачеву Ф.Г. рекомендована реконструктивная хирургия в виде имплантации электрокардиостимулятора (ЭКС (DDDR) с 2 активными электродами, 2 разрывными интродьюсерами. Исполнителем проведения мероприятий медицинской реабилитации было определено ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного
N 4144/515/754/761 Рогачеву Ф.Г. 14.12.2011 в период стационарного лечения с 23.11.2011 г. по 13.01.2012 г. в отделении хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции ГБУЗ СК "Краевой клинический кардиологический диспансер" проведена хирургическая операция по установке ЭКС (DDDR) с 2 активными электродами, 2 разрывными интродьюсерами Рогачев Ф.Г. обращался в ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлениями о компенсации денежных средств за приобретенное средство реабилитации, однако, письмом ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 23.10.2012 г. N 01-23/115/476л ему отказано, поскольку ЭКС не предусмотрен Перечнем технических средств реабилитации, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.07.2011 N 823н. Из письма ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" Минтруда России от 17.12.2012 г. N 01/2332 следует, что в ИПР N 2593 Рогачева Ф.Г.
17.12.2012 г. внесены изменения, поскольку ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ ошибочно указано исполнителем проведения мероприятий медицинской реабилитации в строке "Протезирование и ортезирование". По результатам МСЭ от 17.12.2012 г. в ИПР изменено содержание в указанной строке на "за счет средств самого инвалида или других лиц или организаций". Содержание остальных записей в ИПР Рогачева Ф.Г., в т.ч. о необходимости проведения реконструктивной хирургии, не изменено. Вместе с тем, согласно ст.ст. 11, 11.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации. К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р. Согласно ст. 13 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В силу положений ст.ст. 3, 5 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Статьей 22 Закона СК N 77-кз "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края", постановлением Правительства СК N 197-п "О мерах по реализации статьи 22 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края" установлено, что одной из мер социальной поддержки граждан, страдающих жизнеугрожающим нарушением ритма сердца и нуждающихся по медицинским показаниям в экстренной установке электрокардиостимулятора, предоставляется бесплатное обеспечение электрокардиостимуляторами, имплантируемыми в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Ставропольского края. Аналогичное положение закреплялось ст. 17.1 Закона СК "Об организации здравоохранения в Ставропольском крае", действовавшего на момент спорных правоотношений. Часть 2 данной статьи, а также ст.ст. 11, 19 данного Закона края предусматривали, что меры социальной поддержки предоставляются за счет средств бюджета Ставропольского края. Государственная система здравоохранения края является частью государственной системы здравоохранения Российской Федерации. Постановлением Правительства СК от 18.06.2010 г. N 197-п "О мерах по реализации статьи 22 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, страдающим жизнеугрожающим нарушением ритма сердца и нуждающимся по медицинским показаниям в экстренной установке электрокардиостимулятора (далее - Порядок), п. 2-4 которого закрепляют бесплатное обеспечение электрокардиостимуляторами названной категории граждан согласно заключению врачебной комиссии государственного учреждения здравоохранения (далее - ГУЗ) о нуждаемости гражданина в экстренной установке ЭКС при наличии медицинских показаний на основании анализа данных, полученных при обследовании гражданина, страдающего жизнеугрожающим нарушением ритма сердца, в стационарных условиях ГУЗ. Минздрав края осуществляет контроль за бесплатным обеспечением ЭКС граждан, страдающим жизнеугрожающим нарушением ритма сердца и нуждающимся по медицинским показаниям в экстренной установке ЭКС. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения СК, ст. 4 Закона СК "О бюджетном процессе в Ставропольском крае", ст. 6 Закона СК "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края", ст.ст. 2, 3 Закона СК "Об организации здравоохранения в Ставропольском крае" Минздрав СК является главным распорядителем средств краевого бюджета по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, страдающим жизнеугрожающим нарушением ритма сердца.
На основании изложенного прокурор просил суд взыскать с Министерства здравоохранения СК компенсацию за приобретенный электрокардиостимулятор (ВВВК) с 2 активными Электродами, 2 разрывными интродьюсерами.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 марта 2013 года прокурору Ленинского района города Ставрополя в удовлетворении искового требования в интересах Рогачева Ф.Г. к Государственному учреждению - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Протасова М.К. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Так, доводы апелляционного представления сводятся к тому, что суд первой инстанции не учел, что Рогачев Ф.Г., страдающий жизнеугрожающим нарушением ритма сердца нуждался в установке ЭКС в условиях ГБУЗ СК "КККД" и он подпадает под действие федеральных законов и нормативных актов Ставропольского края, предусматривающих бесплатное обеспечение инвалидов средствами реабилитации, в том числе ЭК, в стационарных учреждениях ГУЗ за счет соответствующего бюджета.
Данные доводы заслуживают внимания судебной коллегии и влекут отмену постановленного по делу решения суда по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом 05.11.2011 г. филиалом N 18 бюро МСЭ ФГУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" разработана ИПР - карта, где в перечень мероприятий медицинской реабилитации включено: "согласно заключения ВК N 9508/07.11.11 Ставропольского краевого кардиоцентра, Рогачеву Ф.Г. показана имплантация ЭКС, срок исполнения 09.11.2011 - бессрочно, исполнитель ГБУЗ СК "Краевой клинический диспансер". 07.11. 20011 года по решению врачебной комиссии Рогачеву Ф.Г. было выдано заключение о необходимости оперативного лечения - имплантации электрокардиостимулятора. 14.12.2011 Рогачев Ф.Г. был прооперирован.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что у Рогачева Ф.Г. имелись абсолютные жизненные, но не жизнеугрожающие показания к имплантации ЭКС, и кроме того, прокурор неправильно в качестве ответчика определил Минздрав СК. Данные выводы суд основывал на положениях Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края", постановления Правительства Ставропольского края N 197-п от 18.06.2010 года.
Однако указанные выводы не соответствуют юридически значимым обстоятельствам дела и при этом неправильно истолкованы нормы материального закона, регулирующие спорные правоотношения.
Как видно из материалов дела, согласно индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР) (карта N 2593 к акту освидетельствования
N 2759 от 15.11.2011) Рогачеву Ф.Г., инвалиду ... группы, на основании заключения врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевой клинический кардиологический диспансер" (далее - ГБУЗ СК "КККД") N 9508/5 от 07.11.2011 в связи с тяжелым заболеванием сердца рекомендована реконструктивная хирургия в виде имплантации электрокардиостимулятора (ЭКС (ВВВК) с 2 активными электродами, 2 разрывными интродьюсерами. Исполнителем данного хирургического мероприятия определено ГБУЗ СК "КККД". По договору купли-продажи от 17.11.2011, заключенному между ООО "СтавМед ЭКС" и Рогачевым Ф.Г., на основании товарного чека N 112 от 17.11.2011 Рогачевым Ф.Г. за личные денежные средства в общей сумме ... руб. приобретены следующие рекомендованные ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" средства реабилитации: ЭКС (ВВВК) стоимостью ... руб., 2 активных электрода на ... руб. (по ... руб. каждый электрод), 2 разрывных интродьюсера на ... руб. (по ... руб. каждый).
В соответствии с выпиской из медицинской карты стационарного больного N 4144/515/754/761 Рогачеву Ф.Г. 14.12.2011 в период стационарного лечения с 23.11.2011 по 13.01.2012 в отделении хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции в ГБУЗСК "КККД" проведена хирургическая операция по установке ЭКС (ВВВК.) с 2 активными электродами, 2 разрывными интродьюсерами, о чем ГБУЗ СК "КККД" сообщило письмом в Минздрав Ставропольского края от 17.09.2012 N 211.
Рогачев Ф.Г. обращался к ответчику и в ГУ СРО ФСС РФ с заявлениями о компенсации денежных средств за приобретенное средство реабилитации, однако, письмом ГУ СРО ФСС РФ от 23.10.2012 N 01-23/115/476л ему отказано в удовлетворении требований, поскольку ЭКС не предусмотрен Перечнем технических средств реабилитации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.07.2011 N 823н. Из письма ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" Минтруда России от 17.12.2012 N 01/2332 следует, что в ИПР N 2593 Рогачева Ф.Г. 17.12.2012 внесены изменения, поскольку ГУ СРО ФСС РФ ошибочно указано исполнителем проведения мероприятий медицинской реабилитации в строке "Протезирование и ортезирование". По результатам МСЭ от 17.12.2012 в ИПР изменено содержание в указанной строке на "за счет средств самого инвалида или других лиц или организаций". Содержание остальных записей в ИПР инвалида ... группы Рогачева Ф.Г., в т.ч. о необходимости проведения реконструктивной хирургии, не изменено.
Согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации.
В силу ст. 3, 5 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Закона Ставропольского края от 23.07.2012 N 77-кз "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края", вступившего в законную силу 05.08.2012, постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2010 N 197-п "О мерах по реализации статьи 22 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края" установлено, что одной из мер социальной поддержки граждан, страдающих жизнеугрожающим нарушением ритма сердца и нуждающихся по медицинским показаниям в экстренной установке электрокардиостимулятора, предоставляется бесплатное обеспечение электрокардиостимуляторами, имплантируемыми в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Ставропольского края. Аналогичное положение закреплялось ст. 17.1 Закона Ставропольского края от 06.12.2005 N 62-кз "Об организации здравоохранения в Ставропольском крае", действовавшего на момент спорных правоотношений. Часть 2 данной статьи, а также ст. 11, 19 данного закона края предусматривали, что меры социальной поддержки предоставляются за счет средств бюджета Ставропольского края. Государственная система здравоохранения края является частью государственной системы здравоохранения Российской Федерации. Постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2010 N 197-п "О мерах по реализации статьи 22 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, страдающим жизнеугрожающим нарушением ритма сердца и нуждающимся по медицинским показаниям в экстренной установке электрокардиостимулятора (далее - Порядок), п. 2-4 которого закрепляют бесплатное обеспечение электрокардиостимуляторами названной категории граждан согласно заключению врачебной комиссии государственного учреждения здравоохранения (далее - ГУЗ) о нуждаемости гражданина в экстренной установке ЭКС при наличии медицинских показаний на основании анализа данных, полученных при обследовании гражданина, страдающего жизнеугрожающим нарушением ритма сердца, в стационарных условиях ГУЗ. Минздрав края осуществляет контроль за бесплатным обеспечением ЭКС граждан, страдающим жизнеугрожающим нарушением ритма сердца и нуждающимся по медицинским показаниям в экстренной установке ЭКС.
Согласно Положения о Министерстве здравоохранения Ставропольского края, ст. 4 Закона Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае", ст. 6 Закона Ставропольского края от 23.07.2012
N 77-кз "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края", ст. 2, 3 Закона Ставропольского края от 06.12.2005 N 62-кз "Об организации здравоохранения в Ставропольском крае" Министерство здравоохранения Ставропольского края является главным распорядителем средств краевого бюджета по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, страдающим жизнеугрожающим нарушением ритма сердца.
С учетом вышеназванной документации о стационарном лечении и обследовании инвалида Рогачева Ф.Г., страдающего жизнеугрожающим нарушением ритма сердца, нуждавшегося в установке ЭКС в условиях ГБУЗ СК "КККД", он подпадает под действие указанных федеральных законов и нормативных правовых актов Ставропольского края, предусматривающих бесплатное обеспечение инвалидов средствами реабилитации, в т.ч. ЭКС, в стационарных учреждениях ГУЗ за счет соответствующего бюджета.
Согласно ст. 196 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна отвечать требованиям полноты и определенности выносимого судебного решения. Материалами дела подтверждено, что прокуратура обратилась с иском к Министерству здравоохранения Ставропольского края, суд в вводной части решения также указывает на иск прокурора к Министерству здравоохранения Ставропольского края, однако в нарушение вышеприведенной нормы процессуального закона в резолютивной части решения указывает в качестве ответчика Ставропольское отделение фонда социального страхования.
Таким образом, данное нарушение нормы процессуального права является еще одним основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и в силу ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу к полной отмене вынесенного решения суда первой инстанции и постановке по делу нового решения.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 22 марта 2013 года отменить. Исковое заявление прокурора Ленинского района города Ставрополя в интересах Рогачева Ф.Г. к Министерству здравоохранения Ставропольского края о взыскании компенсации за приобретенный электрокардиостимулятор удовлетворить. Взыскать с Министерства здравоохранения Ставропольского края в пользу Рогачева Ф.Г. ... рублей в счет компенсации за приобретенный электрокардиостимулятор (DDDR) с 2 активными электродами, 2 разрывными интродьюсерами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.