Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,
судей Муратовой Н.И., Песоцкого В.В.,
секретаря судебного заседания Сухомлиновой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бакасова Р.У.,
на решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 24 апреля 2013 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению Бакасова Р.У. о признании недействительным протокола ПФР N 726531/12 от 11.01.2013 года об отказе в досрочном назначении пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Бакасов Р.У. обратился в суд с указанным иском, из которого усматривается, что он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Туркменскому району Ставропольского края с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости досрочно, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, согласно которому инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, то есть ранее достижения возраста 60 лет, предоставив свои документы: паспорт ... , код подразделения ... , выданный ОВД Туркменского района ... 2003 г., диплом о высшем юридическом образовании ... N ... , трудовую книжку ... - ... N ... от ... 1977 г., военный билет ... N ... от 30.10.1978 г., пенсионное удостоверение N ... , выданное ГУВД Ставропольского края, удостоверение инвалида о праве на льготы N ... , выданное ГУВД Ставропольского края, справку МСЭ-2006 N ... о назначении ... группы инвалидности вследствие военной травмы, справку отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю о получении им пенсии от МВД РФ по инвалидности 2 группы от травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей (военной травмы). ГУ - Управление Пенсионного фонда по Туркменскому району Ставропольского края ему отказало в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пунктов 2 и 3 статьи 3 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ и частей 1, 2 и 3 статьи 7 Закона от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что подтверждается протоколом решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости Бакасову Р.У. за N 726531/12 от 11.01.2013 года. Отказано ему из-за отсутствия на момент обращения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за отсутствием правовых оснований для установления трудовой пенсии по старости согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ. Также указано, что принятое ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ по Туркменскому району решение об отказе в установлении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть обжаловано в вышестоящий пенсионный орган или в суд. Однако обжалование решения об отказе в установлении трудовой пенсии по старости предусмотрено не статьей 28, а статьей 18 (пункт 7) указанного закона N 173-ФЗ. С решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием правовых оснований, не согласен. Считает указанное решение (протокол решения об отказе N 726531/12 от 11.01.2013 г.) незаконным, необоснованным и нарушающим его конституционные права в области пенсионного обеспечения. Он не согласен с решением Пенсионного фонда в том, что нормы о праве граждан на одновременное получение двух пенсий и категории граждан, которым предоставляется такое право, содержатся в пунктах 2 и 3 статьи 3 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ. В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 173-ФЗ ("Вступление в силу настоящего Федерального закона") от 17.12.2001 года, настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему закону. Считает, что оценка его пенсионных прав должна осуществляться в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001. Кроме того, Управление Пенсионного фонда по Туркменскому району, отказывая в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости и ссылаясь, в обоснование своих доводов, на части 1, 2 и 3 статьи 7 Закона от 12.02.1993 N 4458-1, почему-то не обращает внимания на часть 4 указанной ими статьи 7, согласно которой лица, указанные в статье 1 настоящего закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 4 введена ФЗ от 22.07.2008 N 156-ФЗ, в ред. ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Таким образом, он имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, достиг возраста 55 лет, имеет инвалидность, назначенную вследствие получения им военной травмы, то есть правовые основания, предусмотренные п.п. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001, для назначения ему досрочно трудовой пенсии по старости имеются. Отказ УПФ РФ по Туркменскому району в установлении ему досрочно трудовой пенсии по старости является неправомерным и подлежащим отмене. Согласно статье 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом, в силу ст. 15 ч.1 Конституции РФ, он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы её принципов и норм. В соответствии с п. 12 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ (часть 2) он освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 12, 13 ГК РФ, ст. 28 (подпункт 3 пункта 1) Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст.ст. 88, 98 ГПК РФ, просил признать недействительным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Туркменскому району Ставропольского края - протокол N 726531/12 от 11.01.2013 г. об отказе в назначении ему, Бакасову Р.У., ... 1958 г.р., досрочно трудовой пенсии по старости из-за отсутствия правовых оснований. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Туркменскому району Ставропольского края назначить ему, Бакасову Р.У., ... 1958 года рождения, досрочно трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на трудовую пенсию по старости - то есть с 04 января 2013 года.
Решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 24 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований Бакасова Р.У. о признании недействительным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Туркменскому району Ставропольского края - протокол N 726531/12 от 11.01.2013 г. об отказе в назначении ему досрочно трудовой пенсии по старости из-за отсутствия правовых оснований - отказано. В удовлетворении исковых требований Бакасова Р.У. об обязывании ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Туркменскому району Ставропольского края назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на трудовую пенсию по старости - то есть с 04 января 2013 года - отказано.
В апелляционной жалобе Бакасов Р.У. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Так все доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции при вынесении решения ошибочно истолковал статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-Фз от 17.12.2001 года и не учел, что согласно указанной норме закона он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости.
Данные доводы не могут повлечь отмену постановленного по данному спору решения по следующим основаниям.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Бакасов Р.У. является получателем пенсии от МВД РФ по инвалидности ... группы в связи с травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей (военная травма).
Пункт 2 статьи 4 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регламентирует, что в случаях, предусмотренных Законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом N 166-ФЗ, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Нормы о праве граждан на одновременное получение двух пенсий и категории граждан, которым предоставляется такое право, содержатся в пунктах 2 и 3 статьи 3 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 определяет круг лиц, имеющих право на две пенсии. В частности, в соответствии с подпунктом 1 указанного пункта военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут быть установлены пенсия по инвалидности, предусмотренная указанным Федеральным законом и трудовая пенсия по старости. Как следует из нормы пункта 2 статьи 3 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, право на две пенсии может быть установлено и в другом федеральном законе.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей (за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей) осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Частью первой статьи 7 Закона от 12.02.1993 N 4468-1 установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим одновременное право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Часть вторая и третья статьи 7 этого же Закона от 12.02.1993 определяет круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, в который не входят инвалиды вследствие военной травмы.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, указал, что поскольку Бакасов Р.У. на основании справки МСЭ от 04.12.2006 года является инвалидом ... группы вследствие военной травмы и ему назначена пенсия по инвалидности, он имеет право на получение только трудовой пенсии по старости за исключением фиксированного базового размера страховой части, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом " О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данные выводы суда являются правильными, поскольку они сделаны в точном соответствии с положениями Федерального закона от 17.12.2001
N 173-ФЗ, Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, суд первой инстанции, установив все юридически значимые обстоятельства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Бакасова Р.У.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 24 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.