Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н.П.,
судей: Киселёва Г.В., Тепловой Т.В.,
с участием секретаря судебного заседания Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 апреля 2013 года
по иску Б. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-2" о признании требований оплаты услуг ООО УК "ЖЭУ-2", обуславливающих оплату одних услуг, оказываемых ООО УК "ЖЭУ-2" оплатой других услуг, оказываемых ООО УК "ЖЭУ-2" не подлежащими удовлетворению, о признании требований оплаты пени за услуги ООО УК "ЖЭУ-2", обусловленные требованиями оплаты других услуг ООО УК "ЖЭУ-2" и услуг других организаций незаконными и не подлежащими удовлетворению, взыскании компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Киселёва Г.В.,
УСТАНОВИЛА:
Б. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с иском к ООО УК "ЖЭУ-2" о признании требований оплаты услуг ООО УК "ЖЭУ-2", обуславливающих оплату одних услуг, оказываемых ООО УК "ЖЭУ-2" оплатой других услуг, оказываемых ООО УК "ЖЭУ-2" не подлежащими удовлетворению, о признании требований оплаты пени за услуги ООО УК "ЖЭУ-2", обусловленные требованиями оплаты других услуг ООО УК "ЖЭУ-2" и услуг других организаций незаконными и не подлежащими удовлетворению, взыскании компенсации морального вреда, указав, что является потребителем услуг, предоставляемых ООО УК "ЖЭУ-2" по содержанию и техническому обслуживанию многоквартирного дома, поставку электроэнергии, текущему ремонту, оплате уполномоченному лицу. До октября 2012 года ему выдавался документ для оплаты отдельно по каждой услуге. Впоследствии ему было отказано в предоставлении отдельного платежного документа за услуги ООО УК "ЖЭУ-2" и выставлен платёжный документ по всем видам услуг, обуславливающий оплату одних услуг, оказываемых ООО УК "ЖЭУ-2", и услуг других организаций, что является, по его мнению, нарушением п.2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей". На обращение с досудебной претензией предоставить ему возможность оплачивать услуги независимо от услуг других организаций, им получен ответ с отказом в удовлетворении его просьбы и рекомендовано обратиться в ОАО "Городской расчётный центр". Ответчик, не выполняя законные требования, наносит ему моральный вред, который он оценивает в ... рублей. Просил суд признать требования оплаты услуг ООО УК "ЖЭУ-2", обуславливающие оплату одних услуг, оказываемых ООО УК "ЖЭУ-2" оплатой других услуг, оказываемых ООО УК "ЖЭУ-2" не подлежащими удовлетворению; признать требования оплаты пени за услуги ООО УК "ЖЭУ-2", обусловленные требованиями оплаты других услуг ООО УК "ЖЭУ-2" и услуг других организаций незаконными и не подлежащими удовлетворению; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере ... рублей (л.д.2-3).
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований Б. к ООО Управляющая компания "ЖЭУ-2" о признании требования оплаты услуг ООО УК "ЖЭУ-2", обуславливающих оплату одних услуг, оказываемых ООО УК "ЖЭУ-2" оплатой других услуг, оказываемых ООО УК "ЖЭУ-2" не подлежащими удовлетворению, признании требования оплаты пени за услуги 000 УК "ЖЭУ-2", обусловленные требованиями оплаты других услуг ООО УК "ЖЭУ-2" и услуг других организаций незаконными и не подлежащими удовлетворению, а также взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей отказано в полном объёме (л.д.61-66).
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить, указав, что суд неправомерно сослался на примерную форму платёжного документа, утверждённую Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N454 от 19 сентября 2011 года. Мнение представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, выраженное в судебном заседании о том, что форма платёжного документа об оплате содержания и ремонта жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, предоставляемая ООО УК "ЖЭУ-2" не содержит признаки обуславливания приобретения одних услуг другими, является ошибочным. Ответчик отказывается выдавать отдельные платёжные документы на каждую услугу и услуги можно оплачивать только все одновременно, что означает обусловленность. Он не отказывается оплачивать оказываемые услуги, а просит согласно п.2 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей" предоставить ему возможность оплачивать услуги независимо одна от другой. Им было заявлено ходатайство о понуждении ответчика выдать ему незаполненный платёжный документ, однако это обстоятельство судом не было исследовано (л.д.67-68).
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ООО УК "ЖЭУ-2" ... , возражавшую против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Из содержания иска Б. следует, что ООО УК "ЖЭУ-2" ему выставлен платёжный документ, обуславливающий оплату одних услуг, оказываемых ответчиком, и услуг других организаций, что является нарушением п.2 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей". На его обращение к ответчику, ему было отказано без ссылки на нормативные документы.
К иску приложен платёжный документ ОАО "СГРЦ" и копия досудебной претензии от имени Б. в адрес ответчика, в которой он указывает на отказ ОАО "СГРЦ" в предоставлении отдельного документа по оплате услуг ООО УК "ЖЭУ-2", и ответ на указанную претензию от ... N ... , в которой указано на то, что ООО УК "ЖЭУ-2" не лишало истца возможности реализовать свои гражданские права, и претензии по поводу обращения в ОАО "СГРЦ" следует предъявлять указанной организации, а также на необходимость погасить задолженность за услуги по содержанию и техническому обслуживанию, текущий ремонт, оплату уполномоченному лицу, электроэнергию.
Согласно п.2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями ( далее - Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N124 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Как следует из п.4 указанных Правил управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В соответствии с положениями ч.2 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно положений п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ( далее - Правила предоставления коммунальных услуг), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчётным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платёжных документов.
Из п.69 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что в платёжном документе указываются: а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах; з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил; л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Согласно п.70 Правил предоставления коммунальных услуг в платёжном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведённых исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения. Размер определённых законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю.
Как следует из п.71 Правил предоставления коммунальных услуг примерная форма платёжного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по её заполнению устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с п.п. "б" п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Министерству регионального развития Российской Федерации в 3-х месячный срок предписано утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по её заполнению.
Приказом от 19 сентября 2011 года N454 Министерством регионального развития Российской Федерации утверждена примерная форма платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по её заполнению.
Согласно п.3 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг ( далее - Методические рекомендации), примерную форму платёжного документа рекомендуется применять для информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги - ресурсоснабжающим организациям, за исключением платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общедомового имущества в многоквартирном доме, а также за содержание и ремонт жилого помещения - исполнителю услуг, в случаях, установленных ч.7.1 ст.155 ЖК РФ. Форма платёжного документа может применяться также для внесения потребителями платы за иные услуги и выполненные для них работы.
Из п.4 Методических рекомендаций следует, что примерную форму платёжного документа рекомендуется использовать для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, обязательность указания которой предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг. Исполнителю услуг (работ) в целях дополнительных пояснений рекомендуется вносить в оформляемый им платёжный документ изменения путём внесения дополнительной информации при сохранении набора обязательных показателей.
Как следует из положений п.5 Методических рекомендаций, для оплаты потребителем услуг в суммах, не соответствующих указанным в платежном документе за расчётный период, в том числе для осуществления авансовых платежей и частичной оплаты без нарушения установленного срока внесения платы за коммунальные услуги согласно п.п. "в", "г" п.65 Правил предоставления коммунальных услуг, рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платёжный документ, не содержащий расчёт размера платы по каждому виду услуг, сумму к оплате, указание на расчётный период. При этом потребителю не рекомендуется вносить в платёжный документ произвольные суммы за услуги по его усмотрению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно сослался на примерную форму платёжного документа, утверждённую Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N454 от 19 сентября 2011 года являются несостоятельными.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. С учётом указанных требований закона суд первой инстанции при рассмотрении заявленных исковых требований обоснованно принял во внимание те доказательства, которые были представленным сторонами в рамках данного гражданского дела.
В ходе судебного разбирательства получено заключение Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, в котором дан подробный анализ законодательства с исследуемом вопросе и указано на отсутствие признаков. обуславливающих приобретение одних услуг другими в форме платёжного документа.
Не могут служить основанием к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что мнение представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, выраженное в судебном заседании о том, что форма платёжного документа об оплате содержания и ремонта жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, предоставляемая ООО УК "ЖЭУ-2" не содержит признаки обуславливания приобретения одних услуг другими, является ошибочным.
Доводы апелляционной жалобы Б. направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.