Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Шетогубовой О. П.,
судей краевого суда Песоцкого В. В., Луневой С. П.,
при секретаре Сухомлиновой Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Невинномысска Ставропольского края на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 26 апреля 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению Мебония Аллы Николаевны к администрации города Невинномысска Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на внесение изменений в список граждан - участников программы получателей государственных жилищных сертификатов, предоставлении государственного жилищного сертификата,
заслушав доклад судьи Песоцкого В. В.,
УСТАНОВИЛА:
Мебония А.Н. обратилась в Невинномысский городской суд Ставропольского края с вышеуказанным заявлением (впоследствии уточненным) к администрации города Невинномысска Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края.
В обоснование заявленных требований указано, что с 25 июня 1997 года она состоит на учете в Управлении Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю как вынужденный переселенец и является нуждающейся в жилом помещении. В мае 2012 года в целях включения ее в списки лиц, являющихся вынужденными переселенцами и нуждающимися в жилых помещениях, она подала документы в жилищный отдел администрации г. Невинномысска Ставропольского края. Постановлением Главы г. Невинномысска N 460 от 25 февраля 2013 года признана нуждающейся в жилых помещениях на основании решения жилищной комиссии при администрации г. Невинномысска от 16 ноября 2012 года с составом семьи семь человек в целях включения в число участников подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" с номером в списке - 54. В список очередников она включена с момента постановки на учет нуждающихся в указанном органе, то есть с 25 февраля 2013 года. Просила суд признать за ней право числиться в списке участников федеральной программы "Жилище" 2011- 2015 года с даты постановки на учет в миграционной службе как нуждающегося в жилье, то есть с 26 июня 1997 года, обязать администрацию города Невинномысска внести изменения в вышеуказанный список в соответствии с датой постановки на учет в Управлении Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю с 26 июня 1997 года.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 26 апреля 2013 года за Мебония Аллой Николаевной признано право на внесение изменений в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, исходя из даты постановки на учет в Управлении Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю с 27 октября 1997 года.
На администрацию города Невинномысска возложена обязанность внести изменения в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изменив в них дату постановки на учет Мебония Аллы Николаевны с 25 февраля 2013 года на 27 октября 1997 года.
На Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края возложена обязанность внести изменения в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, изменив в них дату постановки на учет Мебония Аллы Николаевны с 25 марта 2004 года на 27 октября 1997 года, с возложением обязанности предоставить Мебония Алле Николаевне государственный жилищный сертификат с учетом постановки ее на учет, как вынужденного переселенца с 27 октября 1997 года.
В удовлетворении исковых требований Мебония Аллы Николаевны о признании за ней права на внесение изменений в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с 26 июня 1997 года отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Невинномысска Краснова Т. В. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
В письменных возражениях Мебония А. Н. полагает, что состоявшееся решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Таких нарушений судом не допущено.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения установили, что истица имеет статус вынужденного переселенца с 27 октября 1997 года, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца N 1107-014741-01, выданного Миграционной службой Ставропольского края (л. д. 9).
Статус вынужденного переселенца Мебония А. Н. продлевался ежегодно до настоящего времени, о чем свидетельствует графа "особые отметки" в вышеуказанном удостоверении.
С 9 марта 2004 года Мебония А. Н. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации города Благодарного Ставропольского края, однако Постановлением администрации города Благодарного N 140 от 15 апреля 2011 года из данного списка исключена в связи с переездом на место жительства в г. Невинномысск Ставропольского края.
Постановлением Главы администрации города Невинномысска N 460 от 25 февраля 2013 года утверждено решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Невинномысска от 16 ноября 2012 года о постановке Мебония А. Н. с составом семьи 7 человек на учет для получения жилой площади по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного РФ, с номером в списке "54".
Удовлетворяя иск Мебония А. Н. в вышеуказанной части, суд первой инстанции обоснованно указал, что ежегодно подтверждая свой статус вынужденного переселенца, истец считала себя включенной в список лиц, нуждающихся в получении жилья. В сводные же списки указанных лиц следует включать по более ранней дате принятия на жилищный учет.
Судебная коллегия, учитывая обстоятельства данного дела и правовое положение истца, соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Так, по состоянию на 26 октября 1997 года действовали Временные правила учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда, утвержденные приказом Федеральной миграционной службы России (далее - ФМС) N 18 от 19 января 1995 года (приложение N 5).
Данными правилами была предусмотрена постановка вынужденных переселенцев на учет для предоставления жилья соответствующим решением комиссии территориального органа.
Однако, данные правила Решением Верховного Суда Российской Федерации N ГКПИ 98-473 от 16 ноября 1998 года признаны не действующими и не подлежащими применению со дня их утверждения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1 от 19.02.1993 г. "О вынужденных переселенцах" (в редакции, действующей на период получения истцом статуса вынужденного переселенца) обязанность включения федеральным органом исполнительной власти (каковым является ФМС) в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета независимо от срока проживания в данной местности исключена не была.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации N 4530-1 от 19.02.1993 г. "О вынужденных переселенцах" под вынужденным переселенцем понимается лицо, покинувшее свое место жительства вследствие насилия и иных противоправных действий, Мебония А. Н. являлась и является лицом, лишившимся своего места жительства и не имеющей жилья.
Материалы дела свидетельствуют, что истец жильем не обеспечена в течение всего срока нахождения в статусе вынужденного переселенца и в настоящее время проживает на условиях найма по адресу: г. Невинномысск ул. Ленина, дом 119/2, на основании чего судебная коллегия приходит к выводу об обязанности постановки территориальным органом ФМС на учет Мебония А. Н., как нуждающейся в получении жилья со дня признания ее вынужденным переселенцем.
Жилищное обустройство вынужденных переселенцев осуществляется в соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845, которым списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья, были признаны действительными.
Пунктами 3.3 и 3.4 Приказа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации N 31 от 10.04.2001 г. "О постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев" были сформированы сводные списки вынужденных переселенцев, состоявших в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений как в органах местного самоуправления, так и составленных территориальными органами упраздненной ФМС России со включением по более ранней дате принятия на учет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, где предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме (пункт 19). В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 24). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список) на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде).
Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (пункт 26). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Апелляционная коллегия, констатируя обязанность упраздненной Миграционной службы России поставить Мебония А. Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях также учитывает, что, определяя статус вынужденных переселенцев, Закон Российской Федерации N 4530-1 от 19.02.1993 г. "О вынужденных переселенцах" устанавливал экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Мебония А. Н. при ее сложившихся жизненных обстоятельствах, обладая специальным статусом вынужденного переселенца, вправе была рассчитывать на предоставление ей социальных гарантий и поддержки от государства в уполномоченном органе согласно хронологической последовательности.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что Мебония А. Н. имеет право состоять в сводном списке с 27 октября 1997 года.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, судебная коллегия находит их соответствующими материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы, направленные к иной оценке собранных по делу доказательств не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку доказательства по делу оценены судом в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 26 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Невинномысска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.