Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
судей: Медведевой Д.С., Киселева Г.В.,
с участием секретаря Фатневой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на определение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 28 февраля 2013 года об отказе в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение суда от 10 декабря 2012 года
по иску Кружалова И.А., Кружаловой Т.Р., Азаровой (Кружаловой) Е.И., Кружалова А.И., Яцюк В.Г., Носова Ю.М., Носова П.Ю. и Носовой М. А., действующей в своих интересах и интересах недееспособного Носова Д.Ю. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
УСТАНОВИЛА:
Решением Георгиевского городского суда от 10 декабря 2012 года удовлетворены заявленные исковые требования Кружалова И.А., Кружаловой Т.Р., Азаровой (Кружаловой) Е.И., Кружалова А.И., Яцюк В. Г., Носова Ю.М., Носова П.Ю. и Носовой М.А., действующей в своих интересах и интересах недееспособного Носова Д.Ю. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ) подало апелляционную жалобу с ходатайством об отсрочке уплаты государственной пошлины со ссылкой на отсутствие денежных средств на счетах ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ в связи с приостановлением операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ.
Обжалуемым определением Георгиевского городского суда от 28 февраля 2013 года в удовлетворении ходатайства ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ об отсрочке уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение суда от 10 декабря 2012 года отказано. Этим же определением апелляционная жалоба ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ на решение суда от 10 декабря 2012 года оставлена без движения и предоставлен срок для устранения недостатков до 25 марта 2013 года.
В частной жалобе полномочный представитель ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ Колясникова Ю.С. просит определение отменить, ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины удовлетворить. Мотивирует тем, что ответчик является казенным учреждением и в соответствии со ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ его финансовое обеспечение осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом. Ссылаясь на ст. 220.1. Бюджетного Кодекса РФ указывает, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в силу положений бюджетного законодательства РФ имеет счет, открытый только в управлении Федерального казначейства, через который и осуществляется финансирование ответчика из бюджета. Кроме того, положения Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 г. N 6 разъясняют вопросы применения законодательства Российской Федерации о государственной пошлине непосредственно арбитражными судами, а не судами общей юрисдикции. Однако, судом при отказе в отсрочке уплаты государственной пошлины не было учтено то обстоятельство, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России как казенное учреждение имеет счет только в Управлении Федерального казначейства. Следовательно, ответчик по объективным причинам не мог представить документы, указанные в п. 4 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ с учетом того, что данный перечень документов не является исчерпывающим. Таким образом, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России были предоставлены достаточные доказательства, подтверждающие невозможность уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Возражений на частную жалобу не поступило.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
В силу ст.90 ГПК РФ, основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст.333.41 НК РФ).
Согласно ч.2 ст.333.20 НК РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.41 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п.1 ст.64 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налог представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Обращаясь в суд с заявлением о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины, ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ в подтверждение невозможности уплаты таковой, предоставило суду первой инстанции уведомление о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа от 14 января 2013 года.
Отказывая в предоставлении отсрочке по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не доказана невозможность уплаты пошлины, так как не были представлены документы, устанавливающие имущественное положение, к которым относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименование и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны); подтверждение банком данных об отсутствии на соответствующем счета (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам, сделав вывод о том, что предоставленное уведомление о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа, не может свидетельствовать об отсутствии у ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ счетов и денежных средств, за счет которых оно могло бы исполнить обязанность по уплате государственной пошлины, а других доказательств отсутствия средств не представлено.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны без учета следующих обстоятельств.
В силу п.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктами 2 и 4 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом (п.4 ст. 161 БК РФ).
Операции с бюджетными средствами бюджетное учреждение осуществляет через лицевые счета, открытые ему в Центральном банке РФ. Порядок их открытия и ведения, а также правила осуществления бюджетными учреждениями операций на лицевых счетах установлены Инструкцией о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета. Лицевые счета открываются в ОФК по месту нахождения бюджетного учреждения. Причем каждому клиенту для учета операций со средствами федерального бюджета может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида (п.9 вышеназванной инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002г. N142н).
Для учета средств, полученных от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности бюджетное учреждение должно иметь отдельный лицевой счет, который открывается в соответствии с требованиями Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности, утвержденной приказом Минфина России от 21.06.2001г. N 46-н. Такой счет открывается бюджетному учреждению в ОФК по месту открытия ему лицевых счетов получателей бюджетных средств.
В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов (ст. 215 БК РФ). Как указано выше, для исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает учреждениям счета в Центральном банке РФ. Если на территории, где находится бюджетное учреждение, нет отделения ЦБ РФ или оно не может обслуживать счета этого учреждения, данная функция передается кредитным организациям ( п.2 ст. 156 БК РФ).
Таким образом, бюджетное учреждение, финансируемое из федерального бюджета, может открыть счет (как "бюджетный", так и "предпринимательский") в коммерческом банке, только если у Банка России отсутствует возможность обслуживать данное бюджетное учреждение.
ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ, являясь казенным учреждением, имеет лицевой счет, который открыт в УФК по Ростовской области.
Иных счетов, открытых в кредитных учреждения (банках), казенное учреждение по изложенным выше основаниям, иметь не может.
В связи с изложенным, судебная коллегия находит представленное казенным учреждением суду первой инстанции в обоснование заявления о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины уведомление УФК по Ростовской области о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ в связи с неисполнением требований исполнительного документа от 14 января 2013 года, подтверждающим факт невозможности уплаты государственной пошлины на момент подачи апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит определение суда в части отказа в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы, незаконным и подлежащим отмене с принятием решения об удовлетворении данного ходатайства.
Отказывая в удовлетворении данного ходатайства, суд первой инстанции оставил апелляционную жалобу без движения, предоставив ФГКУ СК ТУИО" МО РФ срок для уплаты государственной пошлины до 25 марта 2013 года.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о незаконности определения суда в части отказа в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, постольку определение суда в части оставления апелляционной жалобы без движения по основанию неуплаты государственной пошлины также нельзя признать законным и оно подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.330, 333,334,335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Георгиевского городского суда от 28 февраля 2013 года об отказе в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение суда от 10 декабря 2012 года и оставлении апелляционной жалобы без движения - отменить, частную жалобу ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - удовлетворить.
Ходатайство ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации об отсрочке уплаты госпошлины удовлетворить.
Отсрочить ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации уплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы до рассмотрения дела.
Материалы дела возвратить в суд первой инстанции для выполнения требований гражданского процессуального законодательства.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.