Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 июля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н.П.,
судей Осиповой И.Г., Савина А.Н.,
с участием прокурора Ледовской Н.В.,
при секретаре Николаевой С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиала N9
на решение Пятигорского городского суда от 23 апреля 2013 года
по иску прокурора города Пятигорска в защиту интересов Тарануха Ю.К. к Государственному учреждению - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о восстановлении права на получение мер государственной социальной помощи,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города-курорта Пятигорска, в интересах инвалида Тарануха Ю.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по восстановлению права на получение мер государственной социальной помощи и предоставлении путевки для прохождения санаторно-курортного лечения за период 2012 года в срок до 01.07.2012 года.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Тарануха Ю.К. является инвалидом I группы бессрочно и имеет право на предоставление мер государственной социальной помощи в том числе санаторно-курортного лечения в соответствии с ч.1ст.10 ФЗ N 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которого государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ N 181-ФЗ федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года N 2347-р, включающий санаторно-курортное лечение. Положениями ст. 6.1 ФЗ N 178-ФЗ от 17.07.1999 года "О государственной социальной помощи" определен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и устанавливается порядок учета права граждан на получение социальных услуг по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с ФЗ N 178-ФЗ, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. 03.02.2012 года в филиал N 9 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Тарануха Ю.К. подано заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по профилю " заболевания или последствия травм спинного и головного мозга" и представлена справка для получения путевки от 27.01.2012 года N 50, выданная МУЗ "Городская поликлиника N 3 г.Пятигорска ", однако до настоящего времени Тарануха Ю.К. путевка для прохождения санаторно - курортного лечения за период 2012 года не предоставлена. Следовательно, невыполнение ответчиками возложенных законом обязанностей повлекло нарушение права Тарануха Ю.К. на социальное обеспечение, в связи с чем просит обязать ответчика предоставить Тарануха Ю.К. путевку для прохождения санаторно- курортного лечения за 2012 год, чем восстановить его нарушенное право на получение государственной социальной помощи.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда от 23 апреля 2013 года, исковые требования прокурора г. Пятигорска удовлетворены. Суд признал незаконными действия ГУ- Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования РФ, по не предоставлении Тарануха Ю.К. санаторно-курортного лечения за 2012 год. Обязал ГУ - Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования РФ восстановить нарушенное право Тарануха Ю.К. и предоставить Тарануха Ю.К. санаторно-курортную путевку за 2012 год.
В апелляционной жалобе заместитель директора Филиала N9 отделения Фонда социального страхования РФ Каитова И.А. просит решение суда полностью отменить и принять новое решение. Мотивирует тем, что путевка на санаторно-курортное лечение, за получением которой Тарануха Ю.К. обратился 03.02.2012 года с заявлением, филиалом N 9 отделения Фонда не была предоставлена, поскольку на момент его обращения в отделение Фонда количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами.
В 2012 году по целевой статье расходов "Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения" отделению Фонда доведено средств на сумму ... тыс. руб.
В 2012 году отделением Фонда средства федерального бюджета, выделенные на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан, были использованы полностью. Отделением Фонда приобретено и выдано гражданам льготной категории, сопровождающим их лицам, проживающим в Ставропольском крае 3047 путевок. В том числе по профилю лечения "Заболевания и последствия травм спинного мозга" 112 путевок для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и 110 путевок для сопровождающих их лиц.
В 2013 году сохранилась очередность, перешедшая с предыдущего календарного года.
В течение 2012 года филиалу N 9 отделения Фонда было выделено 14 путевок по указанному профилю заболевания для граждан льготной категории и 13 путевок для сопровождающих их лиц.
Заявление о предоставлении санаторно-курортной путевки Тарануха Ю.К. по состоянию на 03.02.2012 года в филиале N 9 отделения Фонда зарегистрировано под N ... по указанному профилю. На 01.05.2013 года Тарануха Ю.К. по профилю заболевания состоит на учете под N 2.
Кроме того, положения действующего законодательства, предусматривая оплату отделением Фондом стоимости путевок для граждан в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете, и не исключая в связи с этим недостаточность указанных средств для удовлетворения всех обратившихся граждан, в то же время не определяют способы восстановления прав граждан, чьи заявления о предоставлении путевок не были удовлетворены, в том числе не предусматривают денежную компенсацию за не предоставленную путевку на санаторно-курортное лечение.
Законодательством не предусмотрено приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.
При указанных обстоятельствах, требование истца обязать ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год, удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что по состоянию на 2012 года не все из ранее обратившихся (в 2012 году) граждан получили социальную помощь в виде путевки на санаторно-курортное лечение, оснований считать, что право Тарануха Ю.К. на получение социальной помощи ограничено, не имеется.
Вместе с тем, действующим законодательством, регулирующим порядок и основания оказания государственной социальной помощи, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение поставлено в зависимость от наличия в Федеральном бюджете денежных средств.
Поскольку, количество заявлений на обеспечение путевок на санаторно-курортное лечение в 2012 году превысило количество приобретенных на эти цели путевок с учетом выделенных бюджетных ассигнований, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имелось.
Кроме того, срок действия медицинской справки на получение путевки Ю.К. Тарануха формы N ... N ... от 27.01.2012, выданной МУЗ "Городская поликлиника N3" истек, следовательно, у истца отсутствуют медицинские показания для санаторно-курортного лечения. Кроме того, суд не указал в решении на основании какой нормы материального права возможно предоставление санаторно-курортной путевки за 2012 год в 2013 году, если закон связывает возможность предоставления такой путевки только в текущем году и не предусматривает возможность выплаты компенсации за неиспользованную ранее путевку.
В возражениях
на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Пятигорска Шуйская Н.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав представителя ГУ- Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования РФ Тершинову В.А. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Ледовской Н.В., полагавшей оставить решение суда без изменения,, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению и отмене решения суда не нашла.
В соответствии со ст. 9 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Указанный федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года N 2347-р и включает в себя в числе прочих реабилитационных мероприятий инвалида санаторно-курортное лечение (пункт 3).
В ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" указано, что социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, в том числе детям-инвалидам, в целях профилактики заболеваний осуществляется в рамках предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и регулируется ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2, ст. 6.3 вышеуказанного Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, то есть период с 01 января по 31 декабря текущего года.
В целях реализации ст. 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи" Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ от 29.12.2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Пунктами 3.1, 3.3 вышеназванного Порядка предусматривается, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
В соответствии с п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда социального страхования РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда.
На основании решения врачебной комиссии о направлении на санаторно-курортное лечение больному выдается справка для получения путевки, которая действительна в течение 6 месяцев. Форма такой справки N ... утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года N ... "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение".
Получив надлежаще оформленную справку для получения путевки, гражданин обращается с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Путевка должна быть выдана и получена гражданином не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, в оформленном и заполненном виде.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Тарануха Ю.К. 1936 года рождения, является инвалидом первой группы и относится к кругу лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида Тарануха Ю.К. предусматривает проведение ему санаторно-курортного лечения по профилю заболевания или последствия травм спинного и головного мозга 1 раз в год.
Из материалов дела следует, что 03.02.2012 года Тарануха Ю.К. обратился в филиал N9 ГУ- Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по профилю последствия травм спинного мозга и предоставил справку для получения путевки от 25.04.2011 года N ... , выданную МУЗ г. Пятигорска "Поликлиника N1".
Однако путевка инвалиду первой группы Тарануха Ю.К. в 2012 году предоставлена не была. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что факт нарушения права -инвалида Тарануха Ю.К. на обеспечение бесплатной путевкой на санаторно-курортное лечение был подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств и не оспаривался ответчиком, суд первой инстанции в соответствии со ст. ст. 10, 11 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ст. ст. 6.1, 6.2 ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", положениями Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года N 328, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергается.
Удовлетворяя исковое заявление прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не исполнен индивидуальный план реабилитации инвалида Тарануха Ю.К., что является нарушением требований ч. 2 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", согласно которой индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание объективные причины предоставления санаторно-курортных путевок в порядке очередности и тот факт, что периодом предоставления социальной услуги является период с даты приобретения права на ее получение до 31 декабря текущего года, не могут являться основанием для отмены решения суда.
ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения ч. 2 ст. 6.3 указанного ФЗ, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования.
Приведенные в жалобе доводы о невозможности предоставления Тарануха Ю.К. путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год в 2013 году также не могут послужить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку данное обстоятельство - истечение календарного срока предоставления путевки не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению ребенка-инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение.
Ссылки ответчика на ненадлежащее финансирование расходов на приобретение санаторно-курортных путевок нельзя признать основанными на законе, так как отсутствие в бюджете Фонда социального страхования РФ достаточных денежных средств для своевременного обеспечения Тарануха Ю.К. путевкой на санаторно-курортное лечение при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Непредоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии всех установленных законом условий нарушает права инвалида Тарануха Ю.К. гарантированные ему действующим законодательством.
Учитывая, что Тарануха Ю.К. не смог своевременно реализовать гарантированное ему законом право на санаторно-курортное лечение не по своей вине, сохранила право на обеспечение ее путевкой на рекомендованное ему санаторно-курортное лечение, суд верно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и обязании предоставления Тарануха Ю.К. путевки согласно медицинским рекомендациям по профилю заболевания.
Принимая решение, разрешая требования, заявленные к ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, полно и правильно установил юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и являются аналогичными тем, на которые ответчик ссылался в обоснование своей позиции, данные доводы являлись предметом исследования и оценки суда и фактически направлены на переоценку его суждения, на иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда от 23 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ филиала N9 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.