Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Шетогубовой О.П.,
судей Муратовой Н.И., Луневой С.П.,
секретаря судебного заседания Сухомлиновой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края Першиной Т.А.,
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15 мая 2013 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению Азовцевой Р.Н. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по
г. Ставрополю об обязании произвести перерасчет и выплатить ежемесячную денежную выплату с индексацией по Постановлению Правительства за период с 01.01.2005 года по настоящее время в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, взыскании оплаты услуг представителя,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Азовцева Р.Н. обратилась в суд с указанным иском, из которого усматривается, что она является матерью военнослужащего Азовцева И.А., погибшего ... 1981 г. при исполнении обязанностей военной службы в зоне вооруженного конфликта в Демократической Республике Афганистан, что подтверждается свидетельством о рождении Азовцева И.А. серии ... N ... от ... 1961 г., свидетельством о смерти Азовцева И.А. ... серии ... N ... от ... 1981 г., а также выпиской из приказа командира в/ч п/п 51932 N 99 от ... 1981 г. В связи с гибелью сына Управлением труда, социальной защиты и работы с населением в районах г. Ставрополя ей было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные законодательством РФ для родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, как участников Великой Отечественной войны, предусмотренные Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 01.08.1989 г. N 313-1, как вдове ветерана боевых действий, имеющей право на льготы, установленные ст. 16, 21 ФЗ "О ветеранах", что подтверждается удостоверением (дубликат) серии ... N ... , выданного Азовцевой Р.Н. 16.10.2002 г. Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ с 01.01.2005 г. льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной компенсацией, размер которой установлен ей незаконно по категории "член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы", а не по п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ "О ветеранах" - для участников Великой Отечественной войны. В соответствии со ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 01.08.1989 г. N 313-1 на родителей военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении других обязанностей военнослужащего, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. Указанный Закон, распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием ФЗ "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, о чем свидетельствует п. 3 ст. 11 названного ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. По смыслу ст. 23.1 ФЗ "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являющихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Поэтому, предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении), должен обеспечивать; лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме. Считает, что взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) и п. 19 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот в соответствии с предписаниями ФЗ "О ветеранах" и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 01.08.1989 г. N 313-1, то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Таким образом, считает, что ей, как ранее пользовавшейся льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 01.08.1989 г. N 313-1 для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 01.01.2005 г. Кроме того, согласно п. 3 ст. 11 Закона "О ветеранах" от 12.01.95 г. "N 5-ФЗ (в ред., действующей до 01.01.2005 г.), права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены, а в соответствии с п. 4 ст. 11 - ФЗ и иные нормативные правовые акты, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим ФЗ, являются недействительными. Истец обратилась к начальнику государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю СК Шиянову А.С. о назначении ей ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, а также о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 г. по настоящее время с учетом индексации. Однако, в соответствии с ответом начальника Управления ПФ РФ по г. Ставрополю Шиянова А.С. N 09-08/109 от 19.03.2013 г. ей было отказано в назначении ЕДВ, предусмотренном для участников ВОВ с 01.01.2005 г. Однако, в соответствии с решением ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю от 21.02.2008 г. с 04.04.2007 г. истцу установлено ЕДВ по категории "родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ". Для установления ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ с 01.01.2005 г. по 04.04.2007 г., законные основания отсутствуют. Данный ответ начальника Управления ПФ РФ по г. Ставрополю Шиянова А.С. считает незаконным, несостоятельным и необоснованным, противоречащим законодательству РФ и нарушающим ее конституционные права. Также, подтверждением факта получения ею ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ, является ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 25 данного Закона - на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
Истица просила суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края назначить ей ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественно войны, с 01 января 2005 г. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края произвести ей перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2005 г. по 03 апреля 2007 г. с учетом индексации. Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного Фонда по г. Ставрополю Ставропольского края в ее пользу судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15 мая 2013 года исковые требования Азовцевой Р.Н. удовлетворены частично.
Возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Азовцевой Р.Н. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественно войны, с 01 января 2005 г.
Возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края произвести Азовцевой Р.Н. перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2005 г. по 03 апреля 2007 г. с учетом индексации.
Взысканы с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края в пользу Азовцевой Р.Н. судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме ... рублей. В части взыскания расходов по оплате услуг представителя в сумме ... рублей, Азовцевой Р.Н. в иске отказано.
Взыскана с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края в местный бюджет государственная пошлина в размере ... рублей.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края Першина Т.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона СССР от 01.08.1989 г. N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О ветеранах", установил, что Азовцева Р.Н. является матерью военнослужащего Азовцева И.А., погибшего ... 1981 г. при исполнении обязанностей военной службы в зоне вооруженного конфликта в Демократической Республике Афганистан, в связи с чем, на нее распространяются льготы, предусмотренные для участников ВОВ.
В связи с гибелью сына Управлением труда, социальной защиты и работы с населением в районах г. Ставрополя ей было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные законодательством РФ для родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, как участников Великой Отечественной войны, предусмотренные Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 01.08.1989 г. N 313-1, как вдове ветерана боевых действий, имеющей право на льготы, установленные ст. 16, 21 ФЗ "О ветеранах", что подтверждается удостоверением (дубликат) серии ... N ... , выданного Азовцевой Р.Н. 16.10.2002 г.
Согласно ответа начальника Управления ПФ РФ по г. Ставрополю Шиянова С.А. N 09-08/109 от 19.03.2013 г., ГУ - Управление ПФ РФ по
г. Ставрополю Ставропольского края отказалось решить в досудебном порядке вопрос о назначении и перерасчете с 01.01.2005 г. ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Верно установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дав им надлежащую юридическую оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Азовцевой Р.Н., ранее пользовавшейся льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Правильность данной правовой позиции подтверждается определением Конституционного суда РФ от 04.04.2007 г. N 331-О-П, в котором указано, что по смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года
N 502-О).
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
При таких обстоятельствах суд правомерно возложил обязанность на ответчика назначить Азовцевой Р.Н. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ, с 01.01.2005 г. и произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2005 г. по
03.04.2007 г. с учетом индексации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения и исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает решение и ссылается на нарушение норм материального права. Между тем, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, установленных
ст. 330 ГПК РФ, жалоба не содержит.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ оспариваемое решение постановлено по заявленным требованиям, юридически значимые обстоятельства судом установлены и исследованы с достаточной полнотой, имеющимся доказательствам дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.